Лицензирование школ и детских садов. Что изменится в системе образования?
Президент страны Александр Лукашенко подписал Закон «О лицензировании».
По данным пресс-службы белорусского лидера, подписанный Главой государства Закон «О лицензировании» сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе Главы государства от 1 сентября 2010 года № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также обеспечивает преемственность базовых принципов лицензирования.
– Системно и комплексно регулируется вся сфера лицензирования, в том числе определяются лицензируемые виды деятельности и лицензирующие органы, требования, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам, порядок получения лицензии. Конкретизируются грубые нарушения законодательства о лицензировании, являющиеся основанием для прекращения лицензии, – говорится в сообщении.
Важнейшей новацией данного Указа является введение лицензирования дошкольного и школьного образования. Президент страны считает, что образовательная деятельность требует повышенного контроля со стороны государства, так как связана с формированием здоровой, идеологически устойчивой и разносторонне развитой личности.
Предполагается, что лицензирование образовательной деятельности:
- станет гарантом законности и качества оказываемых услуг;
- позволит оценить организацию образовательного процесса;
- не допустит появления в сфере образования субъектов хозяйствования, преследующих сугубо коммерческие цели в ущерб государству и личности.
Нормы о получении лицензии государственными и частными детскими садами и школами вступили в силу сразу после официального опубликования Закона. Сроки обращения за получением лицензии будут определяться Министерством образования в соответствии с утверждаемым им графиком. Лицензирование возложено на Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты.
Напомним, в настоящее время государственные и частные школы должны проходить аттестацию и получать сертификат готовности.
К слову, как сейчас обстоят дела с оплатой труда педагогов и почему ряд частных школ 1 сентября не открылись, можно узнать, пройдя по ссылке.
Зарубежный опыт лицензирования образования
Критерии лицензирования в большинстве стран одинаковы: безопасность образовательного процесса, квалификация учителей, наличие образовательных программ, соответствующих стандарту и т.д. В ряде случаев лицензирование организаций заменяется лицензированием учителей.
К примеру, в России образовательная деятельность без лицензирования не допускается. В Швеции для получения разрешения на образовательную деятельность учредители частной школы должны показать, какую из проблем системы образования они планируют решить: например, сокращение очередности в общеобразовательные организации или создание школ в отдаленной местности. В Австрии все частные школы должны получить подтверждение соответствия условий обучения требованиям Закона о частных школах. Несмотря на то, что школы в английской системе образования не проходят лицензирование при создании, к образовательным организациям данного уровня предъявляется множество требований. Деятельность незарегистрированных независимых школ в этой стране является уголовно наказуемой и влечет наложение штрафа или лишение свободы. В настоящее время в Греции организован единый процесс лицензирования частных образовательных организаций, нацеленный на организационную прозрачность, эффективное управление и рациональное расходование бюджетных средств. В Израиле лицензионные требования установлены в законе о контроле и надзоре в сфере образования 1969 года. Частное образование существует на всех уровнях образования в Саудовской Аравии, частные школы получают финансирование и административную поддержку. Лицензии на открытие частных образовательных организаций выдаются только гражданам страны, при этом частные организации не имеют права выдавать какие-то ни было документы об образовании.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, носит иллюстративный характер