test gtag

Рожденный героем: Федор Архипенко – тонкий тактик и гроза «лаптежников»

Фронтовая судьба уроженца Могилевщины, одного из сильнейших советских летчиков-истребителей, официально одержавшего 30 личных и 14 групповых побед, Федора Федоровича Архипенко полна взлетов и самых неожиданных непростых зигзагов.

Свои первые победы летчик одержал уже в начале войны, а после неудачной попытки вывезти за собой товарища (выходил с территории, занятой немцами) подвергался гонениям за новаторство и независимость суждений, был обойден официальным признанием побед и наградами, однако искренне верил, что «счет войны – главный…».

По волюнтаристскому решению командира полка, из 12 неприятельских самолетов, сбитых Архипенко в Курской битве, лишь два, уничтоженных прямо над своим аэродромом, были записаны на его счет. Остальные зачли как групповые. Такова была реакция командира на принципиальность младшего лейтенанта. И хотя уже в августе 1943 года на счету Федора было 11 личных и 12 групповых побед, высшую степень отличия он получил только после войны, а последний боевой орден – Красного Знамени (4-й!) – нашел его спустя почти полвека…

Первые победы

Федор Архипенко родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи Бобруйского уезда Могилевской губернии. С 4 лет воспитывался дедом и бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвез 12-летнего паренька в Бобруйск, где тот окончил 9-летку и аэроклуб. Летные способности Федора были замечены – юношу направили в Одесскую военную авиационную школу.

В 1939 году младший лейтенант Архипенко в числе других 11 выпускников летной школы для дальнейшего прохождения службы распределен в 17-й истребительный авиационный полк, который базировался в районе Ковеля.

– В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40-60 бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме, если многие летчики и техники за несколько часов стали седыми, – вспоминал Федор Федорович.

В августе 1941-го в воздушной схватке над Кременчугом Архипенко сбил Ме-109, который, дымясь, «ушел» за Днепр. Через несколько дней на прикрытии бомбардировщиков – Хе-112, ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а еще через день по всем правилам (огонь по стрелку, затем по моторам) – Ю-88.

…15 октября при штурмовке частей противника в районе Сум подбили самолет летчика Савина, и тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Замыслив спасти товарища, Федор приземлил свою машину рядом, но на пробеге подломилось шасси… 10 дней переодетые в гражданское летчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта. Однажды их остановил патруль, но белорусская речь Архипенко и мальчишеский вид бомбардировщиков обманули бдительных немцев. В холщовых рубахах, босиком, выходили с оккупированной территории юноши, которым было суждено уничтожить не одну эскадрилью Люфтваффе. В канун своего 20-летия Архипенко все же пересек линию фронта и после короткой проверки СМЕРША вернулся в родной полк.

«Десятый! Вижу твою Буренку»

Летом 1942 года под Сталинградом Архипенко провел несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну – под Калачом в условиях крайне ограниченной видимости, другую – в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчетную дальность полета. В январе 1943-го он «нашел» ушедшие в прорыв части 3-й танковой армии, за что командарм Рыбалко лично наградил его орденом Отечественной войны 2-й степени…

Сам Федор Федорович на всю жизнь запомнил один из боев под Воронежем: «При лобовой атаке летчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, будто ложится шар в лузу при игре в бильярд. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в 4-5 метрах. Снаряд прошел между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров… Если бы у немца не кончился боезапас, он перерезал бы меня».

23 марта 1944 года, будучи уже командиром эскадрильи, Архипенко вместе с боевыми товарищами схлестнулся в тяжелом бою с несколькими десятками «лаптежников» (Юнкерс Ю-87), сбив 8 немецких самолетов. Горючее было выработано полностью, и летчики приземлили свои истребители неподалеку – на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели корову.

Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, дал ей 700 рублей, и та, не откладывая, привела на свой двор корову, которую купила по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы, вроде такой: «Десятка! (Позывной, по бортовому номеру) Вижу стадо коров и твою Буренку».

Герой Советского Союза Ф.Ф. Архипенко.

Мастерство пилотирования

Весенние бои 1944 года в Молдавии складывались для летчика удачно, он сбил 11 самолетов противника. Это был уже изощренный воздушный боец и тонкий тактик. Незаурядная летная одаренность, проявившаяся еще в аэроклубе, обернулась к тому времени высочайшим мастерством пилотирования.

– Уже к лету 1943 года обрел уверенность, что истребителю меня не сбить, – вспоминал Архипенко. – Я мог упредить любой его маневр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос в точности и неожиданности атаки…»

Свои последние боевые вылеты замкомандира 129-го гиап по ВСС гвардии майор Архипенко провел над Польшей, а последнюю победу одержал в небе Германии.

Всего за войну Федор Архипенко совершил 467 боевых вылетов, провел более 30 штурмовок, в 102 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 14 самолетов противника. Сам сбит не был.

Полковник Архипенко служил в ВВС до 1959 года. В начале 50-х он освоил реактивную технику: летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. В одном из тренировочных полетов с самолета сорвало фонарь, и летчик получил тяжелую травму, но нашел в себе силы приземлить поврежденную машину.

Виктория БОНДАРЧИК

Фото из архива

На превью: Майор Архипенко (справа) во время разбора полетов, лето 1947 года.