«В 2020 году ждем стагнации рынка»: эксперты говорят о развитии автомобильной сферы
После подведения итогов 2019 года специалисты Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) смотрят в будущее без должного оптимизма. По их прогнозам, все хорошее, что могло произойти на белорусском авторынке, уже случилось. Значит ли это, что впереди коммерческий спад? За разъяснением портал 1prof.by обратился к председателю БАА Сергею Михневичу.
Застой будет
– Сергей Евгеньевич, согласно статистике, 2019 год показал ощутимый прирост продаж автомобилей, но в сравнении с 2018-м эта динамика не настолько очевидна. Почему так произошло?
– Прирост рынка в прошлом году составил более 22%. Причем его активность пришлась на первое полугодие, после чего темпы роста начали замедляться – рынок увеличивался незначительно, а то и проседал. Все потому, что с мая на него стали влиять такие факторы, как внедрение 140-го указа (Указ Президента от 10 апреля 2019 г. № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов», затронувший ввоз автомобилей для нуждающихся по льготной пошлине) и ограничение кредитования банками. Важно и то, что к концу 2019-го в стране был удовлетворен отложенный спрос на новые автомобили, который сформировался после кризисов 2014–2017 годов. На мой взгляд, сегодня рынок стабилизировался. На дальнейший его рост сегодня сложно рассчитывать.
– Значит ли это, что в 2020 году в этой сфере ожидаются стагнационные процессы?
– Большинство игроков рынка рассчитывают на некий застой, потому что объективных факторов для роста мы не наблюдаем. К тому же еще в прошлом году начал ощутимо проседать авторынок РФ, что сказывается на нас. Экономические перспективы тоже нерадужные: рост ВВП тормозится, доходы граждан не растут. Поэтому оснований для более благоприятного прогноза у нас нет.
Рычаги воздействия
– Недавно вы говорили, что получить статистику ввоза в Беларусь б/у автомобилей до сих пор не удается. Насколько же велико влияние «серого» импорта на рынок и для чего необходима корректировка 140-го указа?
– По общим оценкам, количество авто, ввезенных в страну по льготной растаможке, превысило 15 тыс. Ничто не мешает этому количеству вырасти в 2020 году до 30 тыс. авто, а это уже половина от доли официальных продаж.
Насколько я понимаю, такой поток негативно влияет на локальное производство СЗАО «БелДжи». Надеюсь, правительство озаботится корректировками указа. В частности, необходимо ограничить срок и количество ввозимых под действие документа машин. Согласно действующему законодательству, человек имеет право на льготную растаможку следующего автомобиля уже через год после ввоза предыдущего. Да и ограничений по отчуждению транспортного средства сегодня у льготников нет. Многие из них уже сделали из этой схемы неофициальный бизнес. Я считаю, что на этот вопрос должен обратить внимание глава государства.
Что касается полной статистики, нам по-прежнему не хватает данных от ГАИ по б/у и купленным у белорусских дилеров автомобилям. К конце минувшего года нам обещали предоставить информацию, объединив сервера, но этого так и не произошло.
Вечные лидеры
– Сформировавшаяся на белорусском рынке тройка лидеров-автопроизводителей год от года играет в чехарду на пьедестале почета. Чем это опасно, кроме однообразности рынка?
– Действительно, LADA, Renault и Volkswagen являются самыми популярными марками среди белорусов. В позапрошлом году российский бренд обошел VW и занял 2-е место по продажам, в прошлом году – выбился в лидеры. Причина такой популярности проста: эти марки производят и продают простые и доступные по цене автомобили.
Подобная монополия в дешевом сегменте чревата вовсе не однообразностью. Становится невозможным проведение таких мероприятий, как «Мотор-шоу». Если взять статистику продаж, то мы увидим, что лишь 8-10 брендов формируют основу белорусского рынка. Именно на их долю приходится весь прирост 2019 года. И каждый год, анализируя перспективу проведения «Мотор-шоу», мы сталкиваемся с тем, что других желающих провести мероприятие, кроме этой десятки, нет. И дело тут, скорее, в разных финансовых возможностях.
Надо понимать, что выставка «Мотор-шоу» – затратное мероприятие. Если условия аренды помещения еще обсуждаемы, то производство стендов нужно оплачивать обязательно, они должны отвечать определенным стандартам автопроизводителя. Это ложится на плечи дилеров, так как сами бренды редко участвуют в организации. В последние годы нам не удавалось собрать кворум для проведения мероприятия.
– Если лидеры останутся прежними, будет ли ситуация ухудшаться в долгосрочной перспективе?
– Будущее рынка зависит не только от его лидеров. Сегодня в стране действующие представительства и импортеры с мировым именем представляют до 30 брендов. Поэтому я бы не сказал, что у белорусов ограниченный выбор автомобилей. Как в премиальном, так и в массовом сегменте он довольно широк.
Автомобильный рынок формирует экономика, перспектива благосостояния потребителя. Потенциал роста в этой сфере имеется, и он будет расти, если доходы населения значительно увеличатся. И теперь все во многом зависит от покупательской способности людей: продавая до 60% новых авто для физ- и юрлиц, дилеры сталкиваются с ситуацией, когда у клиентов не хватает средств даже на первый взнос. А это лишь 20% от стоимости новой машины. Поэтому в Беларуси так популярны финансовые инструменты типа рассрочек, кредитов, лизинга. Многие дилеры продают авто даже без первоначального взноса. Свою роль это сыграло: теперь отложенный спрос на автомобили у белорусов наконец-то удовлетворен. А чтобы рынку расти дальше, нужны деньги. И вот здесь хватает конкуренции, но не достает платежеспособных клиентов.
Максим КОЗЛОВ
Фото Виталия ГИЛЯ
Инфографика Белорусской автомобильной ассоциации