test gtag

Главное – память потомков: женщина-легенда Бреста о том, что стало делом ее жизни

Она проводила экскурсии для Леонида Брежнева и Екатерины Фурцевой, ей жали руку Анжела Дэвис и Рауль Кастро, была знакома с Ким Ир Сеном, являлась помощницей Сергея Смирнова, водила дружбу с Сергеем Васильевым и Константином Симоновым.

Не случайно Татьяну Ходцеву называют женщиной-легендой Бреста, хотя родилась она далеко от города над Бугом. В Брест переехала уже после войны, но именно война и все, что с ней связано, в особенности, Брестская крепость, стали делом жизни этой яркой женщины, посвятившей всю себя истории, исследованиям и вечному поиску – правды, справедливости и сохранению исторической памяти.

В январе этого года Татьяна Михайловна отметила свой 90-летний юбилей. Сейчас, к сожалению, неважно себя чувствует и сетует, что не может заниматься привычными для себя делами – встречаться с людьми, вести исследовательскую работу. Утверждение, что она и без того успела сделать столько, что другим и сотой доли не осилить, мало ее успокаивает. Всю свою жизнь она работала в музеях: сначала обороны Брестской крепости – стояла у истоков его создания, затем областном краеведческом и занималась восстановлением исторической справедливости, судьбами людей, которые по каким-то причинам оказались в тени, хотя заслуживали право всегда быть на солнце. Взять хотя бы защитников Брестской крепости. Если бы не неимоверные усилия писателя, журналиста-фронтовика Сергея Смирнова, их подвиг и сегодня мог бы быть неоправданно забытым. Татьяна Михайловна была активной помощницей писателя.

У каждого должна быть своя Брестская крепость

В 1959 году в Брестской крепости решили впервые провести митинг-реквием. Сотрудники крепости вместе с участниками Всесоюзного слета по местам боевой славы решили встретить в 4 утра рассвет и остались ночевать в одной из музейных комнат. Татьяна Михайловн вспоминает, как в час ночи раздался стук в дверь и к ним пришли писатели Сергей Смирнов и Константин Симонов. Последний сказал, что выступать на митинге не будет. «Крепость – твоя тема», – обратился он к Смирнову. На что тот ответил, что у каждого должна быть своя Брестская крепость.

В течение всей своей жизни Ходцева культивирует эту мысль, при каждой встрече со школьниками или взрослыми подчеркивая, что культура памяти – важный элемент каждого цивилизованного человека. 

В 1961 году, когда отмечали 20-летие обороны крепости, в Брест приезжал Петр Машеров, который в одно время являлся первым секретарем Брестского обкома партии. Татьяна Михайловна  уверена, что музей обороны крепости был создан благодаря и его участию и поддержке. Петр Миронович очень уважительно относился к участникам обороны крепости. Татьяна Михайловна вспоминает, как во время той встречи в 1961 году он подошел к сидящему в инвалидной коляске ветерану и поклонился ему.

Вместе со Смирновым, который много лет подряд работал в крепости, Татьяна Ходцева занималась систематизацией документов, раскопками на территории крепости, поисками в разрушенных казармах и укреплениях, посещала места малоизвестных захоронений в окрестностях Бреста.

– В то время среди развалин можно было запросто наткнуться на осколок снаряда или мины, найти гильзы или и вовсе неразорвавшиеся боеприпасы, заржавевшее снаряжение, оружие, — вспоминает Ходцева. – Сергею Смирнову удалось вернуть из небытия более 300 имен защитников крепости, многие из которых оказались по воле случая запятнанными историей. Впоследствии некоторых по предложению писателя посмертно наградили орденами и медалями, а двоих – командира 44-го стрелкового полка Петра Гаврилова и начальника 9-й погранзаставы лейтенанта Андрея Кижеватова удостоили звания Героев Советского Союза.

Чемоданчик и… память

В марте 1976 года в квартире Татьяны Ходцевой раздался телефонный звонок. Хозяйке звонила супруга умершего писателя Смирнова.

– Приезжайте, помогите разобрать архивы Сергея Сергеевича. Он хотел, чтобы документы, собранные им, находились на той земле, где рождался воспетый им подвиг.

И Татьяна Михайловна отправилась в Москву. Ей и раньше приходилось бывать там неоднократно, но в тот раз женщина продела просто-таки титанический труд, ведь писатель собрал огромное количество документов и с ними надо было разобраться. Впоследствии часть из них отправили в Литературный музей в Москве, часть – в Центральный музей Великой отечественной войны, многое передали в Киев. Огромное количество материалов досталось и Бресту. Особый интерес, по мнению Татьяны Михайловны, представлял один маленький чемоданчик, в котором Смирнов хранил «компромат» на защитников крепости. В основном, по словам писателя, там были доносы, кляузы, анонимки. Перед смертью Сергей Сергеевич сжег содержимое чемоданчика. «Чтобы не сеять смуту», – уверена историк.

…Татьяне Михайловне есть что вспомнить – встречи, поездки, кропотливый труд в фондах музея, в архивах. Она считает себя счастливым человеком, говорит, многое удалось вернуть из небытия. «Главное, чтобы это все осталось в памяти потомков, — завершает Ходцева, которая и в свои преклонные годы вела такую активную общественную деятельность, чтобы молодым оставалось лишь завидовать.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из архива героини материала