test gtag

Когда рассказчик – дневник: какие тайны хранят записи фронтовика

– Этот дневник – уникальный документ, впрочем, Цылько и сам был уникален. Его хорошо знал мой дедушка, мы вместе бывали у него в гостях. Высокий, стройный, светлой души человек. За внешней строгостью скрывались доброта и заботливость. А каким великолепным рассказчиком он был! Григорий Васильевич вел уроки истории в старших классах, в том числе у меня, и не случайно этот предмет был любимым у многих детей, – вспоминает председатель профкома школы Светлана Демиденко.

В июне 1941-го Григорию исполнилось 17 лет. В первые дни войны ему и другим деревенским парням поручили отогнать в тыл колхозное стадо. Когда возвращались домой, увидели в небе крестоносные «юнкерсы» – они бомбили Калинковичи. Тогда Цылько и сделал первую запись в дневнике. А в июле 1941-го, когда его учитель Николай Гордиенко создал партизанский отряд, Григорий начал свой боевой путь, полный испытаний и потерь.

– В дневниковых записях он описывает, как погиб его друг детства Анатолий Лазарчик, описывает свои переживания, – рассказывает Светлана Демиденко. – Случилось это в начале весны 1942 года. Группа партизан направилась в деревню Ванюжичи чинить оружие в местной кузне, Лазарчика оставили на посту на окраине населенного пункта. Увидев гитлеровцев, начавших окружение, он вызвал огонь на себя и погиб, успев предупредить своих…

«Рельсовая война»

Цылько на всю жизнь запомнил первую диверсию на железной дороге Брест–Гомель. На станции Старушки партизаны заложили под мост тол, но взрыв произошел с опозданием. Балки моста перебило, а рельсы остались целыми. Вражеский состав-порожняк пройти успел, а под откос пошел поезд с немецкими солдатами (их было около 600), который шел следующим. Это была победа для партизан, учившихся воевать в тылу врага.

Полесская магистраль летом 1942 года имела для захватчиков стратегическое значение: шли напряженные бои под Сталинградом, и в сутки туда направлялось до 40 вражеских эшелонов. Их нужно было остановить. Железнодорожный мост через реку Птичь находился под особой охраной (более 30 солдат и офицеров), но командование все равно решило его взорвать во время операции «Эхо на Полесье». В ней участвовал и Цылько.

Позже Григорий напишет в дневнике, что бой длился 4 часа, но «подпитку» силой и оружием гитлеровских войск у стен Сталинграда удалось остановить. На восстановление путей у немцев ушло почти три недели.

Дорогами лихолетья

В декабре 1943-го после слияния двух партизанских бригад в одну – 150-ю имени Ф.М. Языковича Григорий был назначен комиссаром партизанского отряда. Воевал в Западной Белоруссии, на Днепро-Бугском канале. В апреле 1944 года прошел трехмесячные курсы ЦК ВКП(б), а в июле того же года был призван в артиллерийские войска в звании сержанта и направлен в 11-й танковый корпус 1-го Белорусского фронта.

– 16 января 1945 года он записал в своем дневнике: «Быстро продвигаемся вперед. Штурмом овладели городом Радом. Первый польский город на пути нашего наступления. Дружески встречает нас освобожденный польский народ. Живые цветы, приготовленные населением, летят в машины. На крышах домов развеваются белые и красные полотнища в знак дружбы между народами Польши и СССР», – цитирует Светлана Демиденко.

Весной 1945-го записи в дневнике Цылько появлялись каждый день. Он писал о том, что Берлин удивил его широкими улицами и лозунгами «Отец, я жду тебя!». Упоминал о мародерах, попрошайках, которых видел на улицах.

А вот как он описывал день 9 мая: «Конец Германии. Настроение такое, какого не было на протяжении войны. Собирают митинг. Выступает много товарищей. Радость на лицах. Но вот послышался голос: «Почтим память погибших товарищей, тех, кто не присутствует с нами в этот большой день победы. Снять шапки. Склонить знамена». Слезы подступают к горлу. Мигом промелькнула вся война, все ее жертвы, Копаткевичи, Комаровичи, Хвойня…»

Жизнь впереди

Душа Григория рвалась в родные Копаткевичи, где ждала любимая девушка Надежда. Но из немецкого Магдебурга он демобилизовался только в 1947-м. Сразу поступил в Мозырский учительский институт, потом преподавал в Копаткевичской школе, был заместителем директора по учебной работе. Свои знания передавал детям на протяжении 35 лет. Возглавлял также ветеранскую организацию в поселке, организовывал встречи бывших партизан из 125-й партизанской бригады.

– Он был их сердцем и душой, а молодому поколению старался прививать безграничную любовь к Родине. И это у Григория Васильевича получалось очень хорошо. Он до последнего дня был в строю, – отмечает Светлана Демиденко.

В 21 год Григорий Цылько уже был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом боевого Красного Знамени. Затем добавились медали «Партизану Отечественной войны» и орден Отечественной войны, ряд юбилейных наград.

Владимир НИКОЛАЕВ

Фото из архива Копаткевичской средней школы