test gtag

Люди с (не)ограниченными возможностями: чем, а главное, зачем живет «КиноИнклюзив»?

Ограниченные возможности для людей с инвалидностью не всегда препятствие, чтобы реализовать творческий потенциал. В этом мы убедились, посетив гомельскую студию «КиноИнклюзив». Организовали ее супруги Нечаевы – Андрей и Наталья.

Первая проба

У Андрея Нечаева техническое образование, но связать свою жизнь с кино он мечтал с детства. Как признается наш герой, тяга к киноиндустрии у него в крови – Андрей двоюродный внук известного советского кинорежиссера, «отца» Буратино Леонида Нечаева.

– Занимался любительской видеосъемкой, а затем понял, что хочу большего, – рассказывает о себе Андрей Нечаев. – Штудировал литературу о кино, посещал мастер-классы. Однажды встретил режиссера-единомышленника из Минска, под его руководством с супругой организовали в Гомеле проект – киношколу.

Связать свою жизнь с экраном хотели многие гомельчане. Первое время от учеников отбою не было: они охотно посещали занятия, участвовали в съемках.

– Обучение проводили приглашенные актеры, – включается в разговор Наталья Нечаева. – Через месяц занятий в киношколе ученики стали как-то теряться: кто-то понимал, что кино не для него, у кого-то были слишком завышенные ожидания. Многие сразу хотели попасть на большой экран.

Так киношкола просуществовала год, пока руководитель Центра инклюзивной культуры Кирилл Курдюмов не предложил супругам Нечаевым возглавить народную студию, в которой ранее творчеством занимались люди с ограниченными возможностями. На тот момент студия три года была без руководителя и, разумеется, коллектива.

– Когда мы возглавили студию, назвали ее «КиноИнклюзив», так как сразу решили: обучать будем кинопрофессиям, в ней была только катушка для перемотки старой кинопленки, – смеется Андрей Нечаев. – Но мы знали, на что шли: принесли свою технику и объявили набор в группу. На бесплатной основе обучаем людей с инвалидностью. Первые занятия проводили по монтажу. Сейчас к урокам добавили звукорежиссуру, операторство, кинорежиссуру и сценарное мастерство.

Таланты есть

– Люди с инвалидностью ведут замкнутый образ жизни, у них сложная ситуация с трудоустройством, досугом и реализацией творческого потенциала, – добавляет супруга Наталья. – В «КиноИнклюзиве» учим их создавать короткометражные документальные и социально-игровые фильмы и передачи. Мы не просто хотим давать знания, а навыки, чтобы ребята могли применять их в жизни. Наши ученики, к примеру, работают в интернете. Один из таких – Феликс Феофилов. В студию парня привело любопытство. А сейчас он сотрудничает с белорусскими и российскими киностудиями.

Несмотря на то что Феликс имеет проблемы в коммуникации – у парня нарушения слуха – это не помешало ему овладеть профессией техника-архитектора и начать делать карьеру в кино. Еще в детстве он увлекся рисованием, а затем неожиданно для себя разработками в 3D. Общаться с Феликсом нам помогала его сестра Ольга.

– Интерес к программированию у брата появился во время увлечения компьютерными играми. Феликс купил графический планшет, необходимые компьютерные программы и серьезно занялся самообучением, – рассказывает Ольга.

Устроиться на работу по специальности Феликс не смог – нанимателей пугало, что он не слышащий. Подрабатывал на заводе, одновременно искал работу как фрилансер. Первое интересное предложение поступило от  российского издательства «Эксмо».

– Тогда Феликс участвовал в разработке 3Д-обложки для книги. Позже получил предложение от профессиональной студии анимации DeaFilm (коллектив студии участвовал в создании картин «Авраам Линкольн: Охотник за вампирами», «Высоцкий. Спасибо что живой» и других.Прим. авт.). Сейчас Феликс задействован во многих зарубежных проектах. Недавно сотрудничал с американской киностудией. Из последних работ – создание музыкальных инструментов для мультфильма «Буба», – делится успехами брата Ольга, а также добавляет, по признанию Феликса, развивать свое мастерство дальше он намерен в «КиноИнклюзиве».

Главное «но»

Как отмечают Нечаевы, обучать людей с инвалидностью непросто. Кому-то понимать преподавателей на уроках помогает сурдолог. Кто-то приходит с родственниками. Глухонемым сложно выучить текст. А проблема колясочников – в расстоянии. Несмотря на это, в списке творческих планов «КиноИнклюзива» немало проектов. Задействовать в них наряду с инвалидами планируют и обычных ребят. «Так ребятам легче держаться в кадре, да и на съемку передачи уходит меньше времени», – поделилась Наталья.

Первым проектом, который хотят воплотить в «КиноИнклюзиве», – телепередача «Калыханка».

– Когда с учениками киношколы поделились планом снимать «Калыханку», многие эту идею восприняли с вдохновением. Ребята уже написали сценарии к десяти выпускам передачи, – делится планами Андрей Нечаев. – Сюжеты планируем снимать с разными детьми.  А затем продавать для эфира местным телеканалам. С руководителями некоторых уже обсудили эту возможность. Покупать «Калыханку» они готовы.

Однако есть одно «но»… К сожалению, на практике оказалось, что проектов и желания их реализовать недостаточно. У «КиноИнклюзива» нет студии, в которой будет происходить съемочный процесс. Правда, директор Центра инклюзивной культуры уже предоставил киношколе павильон. Сейчас он в не лучшем состоянии. Всё, что смогли своими усилиями оборудовать Нечаевы, очистить его от мусора и реконструировать стены. А вот на металлоконструкцию и другое оборудование нет денег.

– Обустроив павильон, мы наконец сможем делать проекты, которые в дальнейшем киношколе принесут деньги, – рассказывает Андрей Нечаев. – Тогда будет возможность докупать оборудование, приглашать учителей. На личном энтузиазме долго существовать невозможно. Хотя пока у нас это получается. В ближайшее время планируем искать спонсоров. Где? В первую очередь в конкурсах социальных проектов. А дальше – покажет время.

Ольга СИМОНОК, фото автора и из личного архива Феликса ФЕОФИЛОВА