Не сманили ни зарплатой, ни легкой работой. Рассказываем о человеке, который раз и навсегда выбрал для себя рабочую профессию
Профессия монтеров пути, которых по-простому называют путейцами, считается одной из самых тяжелых на железной дороге. Правда, бригадир Лунинецкой дистанции пути Леонид Конопацкий такую точку зрения не разделяет, утверждая, что у всех железнодорожников труд непростой.
Магию притяжения стальных магистралей Леонид Конопацкий ощутил еще в детстве. Отец трудился в Лунинецкой дистанции пути, и сын постоянно прибегал к нему на работу. Все ему было интересно – и укладка шпал, и смена стрелочных переводов, и даже скучные работы по обустройству земляного полотна мальчишку завораживали. После окончания школы парню не пришлось ломать голову, кем стать. Он твердо знал, что пойдет по стопам отца – в Лунинецкую дистанцию пути монтером.
Кто такой бригад пути?
Это квалифицированный рабочий, который обязан детально знать все элементы и особенности пути и искусственных сооружений, земляного полотна и путевых устройств. В его обязанности входит систематическая проверка их состояния и обеспечение работ по содержанию пути и устранению неисправностей.
– Разумеется, знал, что будет непросто, – рассуждает собеседник. – Ведь кто такой монтер пути? Это человек, который выполняет тяжелую, рутинную работу. Правда, я знал и другое – путейцы отвечают за безопасность движения поездов, на их плечах – обслуживание стальных магистралей. И это добавляло значимости, заставляло гордиться тем, что ты делаешь.
В середине октября этого года Леонид Конопацкий отметил 25-летие своей работы на железной дороге. Уже 20 лет как он не просто путеец, а бригадир. Говорит, ему не раз предлагали перейти на другую работу, заманивали и более высокой зарплатой, и меньшей ответственностью, но он остался верен избранному пути.
– Не люблю бегать с места на место, – уверяет герой материала. – Да и несерьезно это – бросить то, к чему прикипел душой.
Основания стать путейцем
-
Востребованность на рынке труда. Железнодорожный транспорт развивается и совершенствуется, поэтому требует квалифицированных специалистов.
-
Не нужно высшего образования. Достаточно окончить профильные колледж или лицей.
-
Перспективы карьерного роста.
-
Достойная заработная плата. Конечно, уровень дохода зависит от стажа и квалификации.
-
Работники железной дороги имеют значительные социальные льготы, в числе которых право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
-
Возможность переквалификации на смежные специальности. Также навыки и умения путейца пригодятся в повседневной жизни.
По всему околотку
Специальность монтера пути появилась одновременно с самой железной дорогой. Что характерно, несмотря на широкую механизацию, труд путейца по-прежнему остается по большей части ручным. Ведя работы по устранению неисправностей пути, как и 150 лет назад, монтер орудует, в основном, ручным инструментом – путейским молотком, лопатой, ломом. Поэтому кандидат в монтеры пути должен обладать хорошей физической подготовкой. Это чисто мужская работа.
– Да, коллектив у нас мужской, – соглашается собеседник. – Хотя, когда я только пришел, в бригаде работали 2 женщины. Но после их ухода на заслуженный отдых других кандидаток в монтеры пути не появилось.
Минусы профессии:
-
физическая работа на открытом воздухе;
-
ограничения по здоровью;
-
работа в зоне повышенной опасности.
Железную дорогу Леонид сравнивает с человеческим организмом. Она исправно функционирует лишь тогда, когда ее ничто не беспокоит. Следят за «болевыми точками» как раз-то путейцы. Околоток Конопацкого – это 43 стрелочных перевода, 10 километров пути, 3 из них – главные, по ним следуют пассажирские поезда. И хотя Конопацкий – один из опытнейших бригадиров Лунинецкой дистанции пути, нештатные ситуации на вверенном участке все ж возникают. Для их ликвидации всегда требуется личное присутствие бригадира. И Конопацкий не считается с личным временем, безропотно поднимается ночью или в выходной, ведь на кону безопасность движения.
Учебные заведения страны, которые готовят путейцев:
*Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта;
*Оршанский колледж – филиал Белорусского государственного университета транспорта.
*Брестский железнодорожный колледж;
*Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из архива героя материала