test gtag

Работа вожатого в Беларуси и за границей: в чем отличия?

Ежегодно сотни оздоровительных детских лагерей в Беларуси проводят наборы энергичных и общительных студентов.

Работа вожатым – один из лучших способов летнего заработка для молодежи. Ежегодно сотни оздоровительных детских лагерей в Беларуси проводят наборы энергичных и общительных студентов. А для тех, кто хочет и на море побывать, и заработать, существует возможность поехать за границу. Как отличаются заработная плата, график работы и степень ответственности в белорусских и заграничных лагерях, а также насколько трудно устроиться вожатым? Эти вопросы мы задали молодым людям с опытом работы в этой сфере.

Алеся Мешкуть, 21 год, стаж работы – месяц в лагере «Смена» (пос. Сукко около Анапы):

– Я стала вожатой благодаря организации «Лига добровольного труда молодежи». В ней есть педагогический отряд «Реsпублика», который каждый год готовит вожатых для работы в детских лагерях на побережье Черного моря, в Краснодарском крае. Сначала нужно пройти кастинг, где оценивают твою активность, креативность, интеллект, умение выходить из стрессовых ситуаций. Затем следует учеба в школе вожатых, очень серьезная – у нас даже были зачетные книжки с оценками. И только через полгода я получила свой отряд и стала вожатой Алесей Олеговной.

Еще в школе вожатых тренеры нам много говорили об ответственности. Но одно дело – теория, а на практике просто в один момент у тебя появляется 20 детей, и их заботы и проблемы становятся твоими. Настроение, самочувствие, крепкий сон, полноценное питание и, главное, безопасность детей – это нужно контролировать постоянно. Например, каждый день дважды мы ходили на море, где ответственность вырастала в разы. У меня был старший отряд, основной возраст – 14–16 лет, поэтому нужно было следить еще и за их личной жизнью. Когда на несколько дней мне дали малышей 6–7 лет, пришли другие заботы: собирать и выдавать под подпись деньги, мобильные телефоны, планшеты, следить за сохранностью вещей. Иногда случались сложные ситуации. Например, у меня в отряде оказался мальчик нетрадиционной ориентации. Пришлось справляться и решать этот вопрос – не без помощи психолога, чтобы он смог и дальше отдыхать в лагере без издевок сверстников. Некоторые детки боялись спать без света, кто-то не хотел выходить на сцену – к каждому мы учились находить подход.

Что касается рабочего графика, то он был 24/7. Вставали в 6–7 утра, будили детей, вели на зарядку, на завтрак. Потом следовали распорядку вплоть до отбоя, который наступал в 10–11 часов вечера. После этого планерка, иногда ночное дежурство. По ночам также иногда приходилось репетировать творческие номера. За смену (21 день) было два выходных.

Мы ехали как волонтерский отряд, что предполагает безвозмездный труд. Но в конце смены нам дали вознаграждение порядка 4–5 тысяч российских рублей. Ими мы оплатили дорогу обратно, хотя уезжать совсем не хотелось.

Екатерина Калинина, 22 года, стаж – 3 года, работала в лагере «Артек» (Южный берег Крыма):

– До «Артека» я работала в областных лагерях, и это было несложно: брали студентов любых вузов, нужно было только пройти собеседование. Об «Артеке» узнала случайно – увидела на доске объявлений в университете, что ищут вожатых, и пошла на обучение. Подготовка была очень серьезной и долгой, ведь работа с детьми требует особых физических и психологических данных и знаний. На вожатых лежала полная ответственность за подопечных, вплоть до спасения жизни, если, например, произошло бы ЧП на море. Бывало очень страшно, но мне повезло: дети попались довольно адекватные и каких-то серьезных происшествий не случалось.

На первую смену я поехала на волонтерских условиях, т.е. проезд за мой счет, лагерь обеспечивал проживание и питание. Вторая и третья смены уже оплачивались. Точную заработную плату не скажу, но проезд окупился полностью, и по итогу вышла вполне приемлемая сумма для студента. За смену полагалось 4 выходных, но если какой-то день не использовался, то за него давали денежный бонус.

Анастасия Кухарева, 19 лет, стаж – месяц в школьном лагере Вильнюса:

 – Я решила стать вожатой в школьном лагере за границей, потому что мне было важно подтянуть знания по языку. На практику в Вильнюс мне помогли устроиться администраторы моей кафедры иностранного языка и декан института.

В лагере первое время было непросто, но коллектив принял меня хорошо,  да и дети показались более  воспитанными, чем в минских школах. Возраст моих подопечных был от 10 до 12 лет. Многие из них хорошо говорили на русском, а некоторые не очень, но все старались. В лагере работали в две смены: с 8 до 12 и с 12 до 18. Утром оказалось сложнее всего, так как воспитателей было мало, и за детей полностью отвечали вожатые.

Хотя мне сказали, что практика не оплачивается, за месяц работы получила 250 евро. Как я выяснила, литовские студенты примерно столько и получают на подработках.

Андрей Козырев, 22 года, стаж – 4 года в детском оздоровительном лагере им. Марата Казея (г. Речица):

– Первый раз устроиться на работу было тяжело, ведь этот лагерь известен хорошими условиями как отдыха, так и труда. Так что конкурс на место вожатого был довольно большой. Даже не знаю, повезло ли мне или сыграли роль какие-то мои заслуги, но меня выбрали. Дальше, как и при обычном приеме на работу, потребовалось пройти краткое собеседование и оформить много всяких документов. Первая смена выдалась самой сложной: нужно было себя показать, зарекомендовать как хорошего вожатого. Думаю, что у меня это получилось, потому что на следующее лето взяли на работу с распростертыми объятиями.

За смену выходит 15 рабочих дней и 6 выходных. В лагерь нас привозят на автобусе из города  к 8 утра, увозят в 9 вечера, а ночуем мы дома. За смену можно заработать 350–400 с лишним рублей.

Конечно, в работе вожатого очень высок уровень ответственности – с детьми же работаем. Хочется, чтобы у них от отдыха остались только приятные воспоминания, поэтому приходится постоянно решать какие-то конфликты, оберегать ребят от травм, следить, чтобы тепло одевались, и т.д.

А самое главное, что я научился максимально продуктивно решать какие-то задачи в минимальное время в стрессовой обстановке.

Виолетта Рапинчук, 22 года, стаж работы – 2 года в лагере «Спутник» (пос. Ждановичи):

– О наборе вожатых в «Спутник» узнала из интернета и решила пройти собеседование. Оно проходило в БГПУ несколько дней, и возле кабинета всегда была большая очередь: как оказалось, на одно место претендовали 4 человека. Я очень хотела попасть в педотряд «Ветразь», о котором много слышала. Обучение вожатых длилось два месяца, и за это время БГПУ стал моим вторым университетом. Я проводила там все свое свободное время на тренингах, собраниях, репетициях. Не все осиливали такой темп: многие уходили, когда понимали, что это тяжелый труд и большая ответственность. В «Спутник» родители не боятся отдавать своих детей, так как именно этот лагерь славится уровнем подготовки вожатых.

Что касается рабочего графика, то могу сказать: это круглосуточная работа. Днем проводишь время с детьми, ночью – готовишься к выступлениям и концертам. Нам давали два выходных дня и одно утро, чтобы выспаться. И, кстати, этого хватало. Хоть я и уставала физически, но на эмоциональном и психологическом уровне была заряжена на сто процентов.

За 18 дней мы получали примерно 450 рублей, но часть сразу тратили на покупку реквизита для своего отряда. Оплата нашего труда была очень достойная, но вожатыми становятся не ради денег. Многие остаются еще на пару дней, чтобы помочь новым ребятам, и не могут уехать еще полсмены. Педотряд стал для меня второй семьей, у которой одна общая цель – сделать детей счастливыми. И я весь год мечтаю о лете, чтобы вернуться в «Спутник».

Как видно из опыта наших героев, заработок вожатого не зависит от того, зарубежный это лагерь или белорусский. Но если говорить о графике работы и возложенной ответственности, разница очевидна. В Беларуси режим работы вожатых нормирован и количество выходных дней гораздо больше, чем за границей. Что касается обязанностей и ответственности, то они везде одинаковые. Однако нужно отметить, что в оздоровительных лагерях у моря появляется необходимость следить за поведением детей в воде, что требует дополнительного обучения и навыков. Несмотря на все трудности, большинство ребят хотят повторить опыт работы вожатыми.

Основными источниками получения такой работы служат Лига добровольного труда молодежи и БРСМ, а также оргкомитеты вузов страны, причем необязательно педагогических.

Фото из архивов Виолетты Рапинчук, Андрея Козырева и Алеси Мешкуть