Как у них?
Минтранс России и Росавиация бьют тревогу: за последние 2,5 года более 300 командиров воздушных судов уехали на работу в азиатские страны, преимущественно в Китай, сообщает российская профсоюзная газета «Солидарность». Еще 400 человек находятся в процессе трудоустройства.
По мнению экспертов, основная причина – в высокой зарплате, которую предлагают российским летчикам иностранные наниматели. К примеру, в Китае квалифицированные пилоты зарабатывают от 17 000 до 25 000 долларов в месяц.
Представители профсоюза уверены, что изменить ситуацию к лучшему может только увеличение выплат отечественным пилотам. Примечательно, что «Аэрофлот» отреагировал на проблему, заявив о внедрении стимулирующих единоразовых выплат для впервые трудоустраивающихся пилотов. Так, командиру воздушного судна полагается прибавка в размере около 11 300 долларов, второй пилот может рассчитывать на доплату на сумму 6000 долларов. Однако есть одно важное условие: сотрудник, получивший эти деньги, обязан отработать в компании не менее двух лет. В случае досрочного расторжения трудового договора ему придется возместить средства пропорционально неотработанному времени. Заметим, что в российском топ-10 высокооплачиваемых должностей, который недавно составило Министерство труда и социальной защиты РФ, командир воздушного судна занял второе место с зарплатой 320 тысяч российских рублей (почти 5 560 долларов по курсу Центробанка на 26 сентября соответственно).
Вторая причина массового оттока российских пилотов за рубеж в том, что азиатский рынок очень большой и потребность в лётных кадрах там есть всегда. Так, недавно компания «Боинг» проанализировала мировые потребности в самолетах и лётном персонале на ближайшие годы и пришла к выводу, что сегодня Китай нуждается в сотне тысяч пилотов. Помимо китайского, стремительными темпами развиваются рынки ОАЭ, Вьетнама, Малайзии и Кореи.
Вместе с тем член президиума профсоюза лётного состава России, председатель профкома авиакомпании «Россия» Игорь Морозов отметил, что китайские авиаперевозчики подкупают российских пилотов не только хорошей зарплатой, но и более комфортными условиями работы: удобным графиком (месяц работы – месяц отдыха) и 80-дневным отпуском.
Для ликвидации кадрового дефицита в России предлагают увеличить квоту найма иностранных пилотов. По мнению представителей профсоюза, это решение неоправданно, поскольку по квотам в страну могут приехать только неопытные летчики для налета часов. Уровень безопасности авиаперевозок при этом снизится.
В профсоюзе лётного состава считают, что при правильной государственной поддержке и профориентации молодежи на технические специальности можно в короткие сроки выучить своих собственных пилотов.
При этом наряду с дефицитом кадров существует и противоположная проблема: молодые пилоты, выпускники российских лётных учебных заведений не могут трудоустроиться из-за нехватки опыта работы.
Как у нас?
По словам пилота-инструктора отдела тренировок ОАО «Авиакомпания «Белавиа» Дениса Гершончика, в настоящее время «Белавиа» не испытывает острого дефицита в лётных кадрах, несмотря на то, что в нашей стране не обучают специалистов по программе подготовки линейных пилотов гражданской авиации. Белорусские пилоты проходят обучение в российских государственных лётных учебных заведениях на основании партнерского соглашения на уровне правительств двух стран.
Сегодня в штате национального авиаперевозчика насчитывается более 200 пилотов, средний возраст которых – немного старше 45 лет. «Недавно мы провели День открытых дверей для пилотов, благодаря чему штат «Белавиа» пополнился 30 новыми сотрудниками, – рассказывает собеседник. – Хотелось бы отметить, что на работу принимались не только опытные специалисты, прошедшие переобучение на воздушных судах, эксплуатируемых «Белавиа» (Boeing, CRJ, Embraer), но и молодые, имеющие профильное образование».
К слову, в последние годы авиакомпания активно берет на работу вчерашних курсантов лётных училищ. Руководство «Белавиа» уверено: в будущем это благоприятно скажется на омолаживании среднего возраста пилотов авиакомпании.
Согласно белорусскому законодательству, лётный состав авиакомпании «Белавиа» должен иметь диплом образца Беларуси (специальность «Эксплуатация воздушного транспорта», лётный факультет Военной академии. – Прим. авт.), Российской Федерации или СССР с квалификацией инженера-пилота. На данный момент среди пилотов авиакомпании есть граждане других стран, в основном это жители России, Казахстана и Украины. «В нашей компании в первую очередь оценивается профессиональный уровень специалиста, а уже во вторую – гражданство, – подчеркнул Денис Гершончик. – Поэтому мы всегда рады видеть в рядах лётного состава квалифицированные, подготовленные кадры».
Конечно, бывает, что белорусские пилоты меняют место жительства и работодателя, но, по словам собеседника, назвать эти случаи массовыми нельзя. Как правило, переезд связан с семейными обстоятельствами летчика.
– Что мотивирует наших пилотов работать в Беларуси? Во-первых, для большинства из них Беларусь является Родиной, а авиакомпания «Белавиа» – родной. Согласитесь, каждому из нас хочется жить и работать там, где мы родились и выросли, где живут наши близкие и родные. Во-вторых, хотелось бы отметить, что немаловажную роль также играет достойная, конкурирующая с соседними государствами заработная плата пилотов авиакомпании «Белавиа», – подчеркнул Денис Гершончик.
Анастасия ШИРАЛИЕВА