Владимир Карват родился в Бресте в семье железнодорожников. Как позже скажут его друзья и знакомые, был обычным мальчишкой с Граевки (микрорайон в Бресте). В школе учился неплохо, но отличником не был. Зато настоящей страстью был футбол – играл виртуозно, наверняка, из него получился бы хороший спортсмен. Но Владимир мечтал о небе и распорядился своей жизнью иначе – после школы уехал учиться в Армавирское военно-авиационное училище. Стоит заметить, что с юности этому парню были присущи и лучшие человеческие качества. Его семья, сослуживцы отмечают, что Карват всегда был честным, принципиальным, ответственным, отзывчивым, деликатным. Отличало его и хорошее чувство юмора. И со спортом дружил до конца своих дней – мяч гонял все с тем же мальчишеским задором. Со своей будущей супругой Ниной познакомился еще в школьные годы: рядом с семьей Карватов жила бабушка девушки. На последнем курсе военного училища Владимир сделал Нине предложение, она ответила согласием и разделила с ним все тяготы службы, всегда волнуюсь за мужа. Поводом для волнения был каждый полет.
Домой, на Родину!
Изначально Карват служил на Дальнем Востоке. Через 13 лет, в 1994 году принял решение вернуться на родину. Служить попал в 61-ю авиабазу, дислоцировавшуюся в Барановичах.
– Здесь я немного успокоилась, – рассказывает вдова летчика Нина Карват. – На Дальнем Востоке он летал на старых 23-х МИГах, а тут ему достался новый самолет СУ-27. Правда, бытовые условия оставляли желать лучшего. Муж был в звании подполковника, его назначили начальником воздушно-огневой и тактической подготовки авиабазы, а жилья нормального для семьи не нашлось. Мы ютились в общежитии, которое располагалось прямо у взлетной полосы.
Все 2 года, которые подполковник Карват успел прослужить в 61-й авиабазе, семья с двумя детьми так и прожила в общежитии. Правда, у этого был свой плюс – на службу добираться не приходилось, она начиналась сразу за порогом дома.
– Муж не был суеверным, не было у него «забобонов», разве, как все летчики никогда не говорил «последний полет», всегда только «крайний», – отмечает Нина Кирилловна. – Но 23 мая 1996 года все же этот самый злосчастный последний полет случился…
Крайний стал последним
По воспоминаниям вдовы летчика, тот майский день был обычным, вернее, почти обычным. С утра Карват ушел на построение, а потом вдруг вернулся домой, просто так, без особой надобности, хотя это было запрещено. В тот день он возвращался домой несколько раз, что немало удивило жену. Она говорит, был молчалив, все время посматривал на нее и детей.
– У меня плохих предчувствий не было, – уверяет Нина Кирилловна. – Я была спокойна.
В 22.44 истребитель Карвата поднялся в небо, предстоял обычный учебно-тренировочный вылет. Летчику было необходимо отработать полет в облаках с большими углами крена, провести тактические приемы воздушного боя ночью на малых высотах в сложных метеоусловиях. Собственно, ничего сложного для опытного летчика. Но уже через 8 минут полета в кабине самолета загорелось табло предупреждения о падении давления в гидросистеме. Карват связался с землей и получил приказ прервать выполнение задания и вернуться на базу. Но у самолета отказала система управления. Пилот доложил об этом и получил новый приказ – катапультироваться. Время на это было, но летчик видел, что прямо под ним светятся окна жилых домов. Ничего не подозревающие сельчане после трудового дня намеревались отдыхать. И пилот принял решение спасать не себя, а людей. Карват пытается увести свой СУ от деревень Арабовщина и Малое Гатище Барановичского района. Сделать это ему удалось – самолет упал в поле за населенными пунктами. Когда местные жители и спасатели прибыли на место падения СУ-27, развалившийся на части самолет горел, Карват, крепко уцепившись за штурвал, сидел в уцелевшей кабине. Свидетели событий скажут: сидел, как живой.
После разбирательств причин катастрофы стало известно, что все произошло из-за пожара, возникшего в отсеке левого хвостового обтекателя, который не был снабжен датчиками предупреждения о возгораниях. Огонь повредил провода системы сигнализации и электродистанционного управления, что и привело к потере управляемости самолета. Сослуживец Карвата, ныне подполковник запаса, а тогда руководитель полетов 61-й авиабазы Александр Мурычин уверяет, что у летчика было время спастись.
– Имеющиеся у него в запасе 14 секунд он потратил на то, чтобы увести горящий самолет от населенных пунктов, – подчеркивает однополчанин.
Там, где живет память
Деревня Арабовщина, где погиб летчик, сегодня является собой симпатичный агрородок, где проживают порядка 600 человек. За 24 года, которые прошли с момента трагического события, здесь многое изменилось. Неизменным осталось одно – память о Владимире Карвате. К слову, именно жителям Арабовщины принадлежит инициатива увековечения памяти подполковника. В частности, Галине Ломской, которая тогда была директором местной школы. Решение установить памятник было принято всеми сельчанами. Правда, изначально возник вопрос, где его установить – в поле, на месте падения самолета или все же в деревне? Галина Ивановна была за то, что именно в деревне, которая находится рядом с оживленной трассой, что даст возможность любому приехать и поклониться подвигу человека, спасшего сотни чужих жизней ценой собственной.
Жители Арабовщины сами предложили проект памятника – самолет, врезавшийся в землю. Была заказана копия СУ-27, на котором летал Карват. Церемония открытия монумента прошла в том же 1996 году. Тогда же и на месте гибели установили памятный знак – камень с табличкой. Однако благодарные жители Арабовщины были уверены, что этого мало. Они провели собрание и решили написали письмо президенту с просьбой увековечить память мужественного летчика на государственном уровне.
– Ответом нам был Указ Главы государства от 21 ноября 1996 года о присвоении Владимиру Карвату звания Героя Беларуси, – вспоминает Галина Ивановна.
В память о подвиге летчика в его честь названы улицы в Минске, Бресте, деревне Арабовщина, сквер в Барановичах, его имя носят школа №182 в Минске и сш №8 в Бресте, где он учился. Там же есть музей Карвата. Второй открыт в 61-й авиабазе, где служил первый Герой Беларуси.
Семья Карвата после его гибели перебралась на родину, в Брест. С жильем помогли местные власти. Нина Кирилловна отмечает, что и сейчас в случае надобности, помогает именно горисполком. «Да еще помнит обо мне 115-й зенитно-ракетный полк, дислоцирующийся в Бресте», – дополняет вдова Героя, которая живет скромно: редко участвует в памятных мероприятиях, а если и бывает, то речи не произносит. Говорит, боль утраты все еще сильна, хотя и прошло почти четверть века. «Владимир был исключительным мужчиной, таких мало», – уверяет женщина.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников