test gtag

Статус апатрида, или Как живется людям без гражданства

Сейчас во всем мире насчитывается более 10 миллионов людей без гражданства – это серьезная проблема XXI века.

Представим себе, что ни в одной стране мира мы не можем устроиться на работу, подать документы в учебное заведение, получить медицинскую помощь и купить билеты на поезд или самолет. Звучит неправдоподобно?

Однако с такими проблемами в наше время сталкиваются миллионы людей по всему миру. Статистика приводит страшные цифры: сегодня на планете насчитывается более 10 миллионов апатридов (лиц, не получивших гражданства в стране пребывания), из них чуть больше 200 тысяч проживает в странах бывшего СССР и около 6 тысяч – в Беларуси. При этом в некоторых странах к таким людям относятся как к чужакам, дискриминируют и не дают даже малейших шансов на полноценную жизнь.

Стать апатридом несложно

По словам консультанта по вопросам безгражданства в Бюро Европы Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Валерии Чередниченко, несмотря на то, что мы живем в цивилизованном мире, получить статус апатрида по-прежнему несложно. Для этого достаточно родиться в стране, которая не предоставляет автоматически гражданство детям иностранцев (с этой проблемой сталкиваются курды в Сирии и Иране, где гражданство основано на крови и этнической принадлежности. – Прим. авт.). Или появиться на свет от родителей-апатридов в той стране, где не действует «право почвы» и человек не может стать ее гражданином автоматически. (В полной мере «право почвы» работает только в 3 странах: США, Канаде и Бразилии.Прим. авт.).

«Бывает и такое, что люди сознательно отказываются от гражданства или теряют его в силу каких-либо непреодолимых обстоятельств. К примеру, после распада страны, как это было в Советском Союзе или Югославии, – отметила представитель ООН. – На территории бывшего СССР апатридов до сих пор много в Латвии и Эстонии. А в Европе проблемы с получением гражданства в основном испытывают цыгане».

Правовой вакуум

«Все эти люди отчаянно нуждаются в помощи, поскольку живут в самом настоящем правовом вакууме, – говорит глава Представительства УВКБ ООН в Беларуси Жан-Ив Бушарди. – Статус апатрида не только лишает человека социальных льгот и защиты государства, он препятствует также участию в политическом процессе, отнимает право владеть собственностью и свободно передвигаться. То есть фактически делает людей не людьми».

Самое страшное, по мнению Бушарди, это отсутствие у отдельных стран мотивации для изменения статус-кво. «Сейчас они в основном сфокусированы на других проблемах: вопросах безопасности, борьбе с терроризмом, повышением благосостояния населения. Для них это куда более актуально, чем апатриды, которые в выборах не участвуют и групп влияния не образуют», – поясняет представитель-правозащитник.

Чтобы решить эту проблему, ООН приняла две конвенции. Последняя из них датируется 1961 годом и наделяет гражданством любого ребенка, родившегося на территории какой-либо страны.

«К сожалению, эту конвенцию подписала лишь горстка стран, для остальных следование ей не является юридически обязательным, – объясняет Жан-Ив Бушарди. – Поэтому в ноябре 2014 года мы провозгласили начало новой, 10-летней кампании «I Belong», которая призвана полностью искоренить такое понятие, как «лица без гражданства». 

Гостеприимная Беларусь

Сегодня почти 6 тысяч апатридов, которые проживают на территории Беларуси, имеют урегулированный правовой статус, а также возможность учиться, трудиться и выезжать за пределы страны. «У вашей страны очень высокий потенциал для присоединения к конвенциям ООН в сфере безгражданства и поддержке глобальной кампании ООН, – сказал Жан-Ив Бушарди. – Власти Беларуси легко идут на контакт и готовы помогать в полной ликвидации этой проблемы».

Чтобы привлечь еще больше внимания к теме безгражданства, УВКБ ООН уже этой осенью планирует провести в Минске крупную международную конференцию, которая соберет правозащитников со всего мира.

Виктория ЯКИМОВА