test gtag

Страницы славной истории. Юбилей празднуют предприятия белорусского нефтеграда

Первый отряд строителей пришел на место современного Новополоцка 7 июня 1958 года. Всесоюзная ударная комсомольская стройка раскинулась на площади, которую раньше занимали 30 (!) деревень.


Здесь будет город-сад

О том, как рос Новополоцк и строились градообразующие предприятия, можно подробно узнать в Музее истории и культуры города Новополоцка.

Но и на улицах города немало свидетельств тех героических трудовых будней. В районе, где когда-то располагалась деревня Слобода (одна из улиц молодого города носит название Слободская), установлен памятник первой палатке.

Палатки, которые строители установили там, где сейчас находится школа № 1, были штабом новостройки. В них принимали на работу строителей, располагался здравпункт. В одной из палаток размещался комитет комсомола и редакция многотиражки «Знамя новостройки». Периодическое издание, которое рассказывало об успехах и достижениях комсомольцев, стало выходить с сентября 1958 года.

Первостроители не жили в импровизированных жилищах, они снимали комнаты у жителей близлежащих деревень. Однако и там комфорт был весьма относительным. Музей Новополоцка хранит воспоминания комсомолки Марии Фроловой, которая приехала на строительство нефтегиганта. Девушка рассказывала, что комнату она снимала вместе с четырьмя подругами, на 5 человек у хозяйки было только 4 кровати. Поэтому работницы установили очередь, кому спать на стыке.

На строительстве нефтеграда трудилась послевоенная молодежь, многие не смогли получить образование. Но это не значит, что молодые люди не стремились к знаниям. В музее рассказывают про Екатерину Николину. Молодая девушка каждый день после рабочей смены проходила порядка 10 километров, чтобы посещать занятия в школе поселка Боровуха. После этого получила рабочие профессии штукатура и машиниста башенных кранов.

В итоге она реализовала мечту многих первостроителей – не просто построила завод, но и пришла туда работать.

Решить жилищную проблему помогли общежития. Первые 8 зданий были возведены в рекордно короткие сроки и к 7 ноября 1958 года уже были готовы принять первых постояльцев. И снова воспоминания о трудовых подвигах. Работница новостройки Екатерина Ловкис рассказывала, как готовя к поклейке в новых комнатах обои, девушки от усталости валились с ног и тут же засыпали.

Руководство БССР во главе с первым секретарем ЦК КПБ К.Т. Мазуровым на стройплощадке завода, 1961 год.

На передовой трудилось много молодых людей, прославивших потом нашу страну не только в качестве строителей или химиков. Трудились здесь, например, поэт Валентин Лукша, которого комсомольцы треста № 16 «Нефтестрой» выбрали своим лидером, а в бригаде Петра Блохина работал литературовед, критик и переводчик, бывший профессор кафедры славянской филологии Полоцкого государственного университета Александр Гугнин, который недавно ушел из жизни. Заслуживает внимания и фигура самого Петра Блохина. Яркий лидер поддерживал в Новополоцке гагановское движение – соцсоревнование, во время которого передовики производства переходили на отстающие участки. В итоге, последние догоняли и перегоняли первых. Петр Блохин умер в 23 года, не проработав на строительстве и трех лет, но его стремление к результату и работоспособность стала примером для товарищей по бригаде.

С днём рождения, завод!

К концу 1962 года строительство первой технологической линии завода было завершено.

28 декабря прибыл эшелон с нефтью, 5 февраля зажглись форсунки печи на установке АВТ 1 и 9 февраля 1963 года произвели первый белорусский бензин.

Этот день принято считать днем рождения первенца нефтехимии нашей страны.  Завод на тот момент мог перерабатывать 6 млн. тонн сырой нефти в год. В этом же году первые строители поехали в Минск на первомайскую демонстрацию, где рапортовали о трудовой победе.

Пришел черед браться за следующую ударную комсомольскую стройку Новополоцка. Ею стало возведение Полоцкого химзавода, который сегодня известен как «Полимир». Стройка стартовала осенью 1964 года.

Англичане, которые принимали участие в возведении предприятия, настаивали: для того, чтобы уложиться в сроки, необходимо дополнительно задействовать до полутора тысяч работников. Но комсомольцы опровергли прогноз, сдав завод без привлечения дополнительных сил на полгода раньше срока.

4 февраля 1968 года был получен первый белорусский полиэтилен.

Не сбавляя обороты

После яркого старта предприятия не сбавляли обороты. За 2 года работы – 1964 и 1965, в строй на современном «Нафтане» (тогда – нефтеперерабатывающим заводе) ввели 11 технологических установок.  1966-й ознаменован вводом в эксплуатацию установки АТ-6, аналогичных не было ни в Европе, ни в СССР. Ветераны-нафтановцы отлично помнят, как осваивали новые технологии.

Валерий Михайлович Бурак пришел на предприятие на последнем курсе Полоцкого нефтяного техникума, в 1965 году. И сразу попал в руки наставнику – начальнику двухпоточной установки селективной очистки масел типа А‑37/3 Ивану Арбузову. Оборудование было совсем новым: установка была введена в эксплуатацию только в декабре 1965 года. Но проработав на ней полгода, юноше захотелось большего:

– Иван Арбузов обчесывал меня, как положено, «делал из меня нефтянника», – вспоминает ветеран. – А в октябре-ноябре началось строительство АТ- 6 (после модернизации - АТ-8), и набирали людей туда. Для работы ехали специалисты со всего Советского Союза. Они знали технологию, но с такими масштабами работали впервые. Тем более интересно было у них поучиться.

Установка во всех отношениях была передовой: первой в СССР и Европе она обладала производительностью 6 миллионов тонн нефти в год. И здесь пришлось осваивать первичную переработку нефти. Из ископаемого получали газ, бензин, керосин, дизельное топливо, оставляя в остатке мазут. Такую технологию уже применяли на установках с вакуумным блоком АВТ-1 и АВТ-2, но по мощности они не могли даже сравниться с новой.

Пуск следующего объекта – АВТ‑6, приурочили к 100-летию Ленина, и 22 апреля 1970 года на установке получили первый бензин. Эту трудовую победу в 1971 году коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Такой же награды был удостоен и коллектив «Полимира», который получил свое название в 1975 году по имени передовой установки «Полимир‑50». С момента производственного старта предприятия его коллектив тоже достиг значительных успехов: в 1972 году получили первые метры белорусского акрилового волокна, в 1974 освоили высокопроизводительный процесс получения полиэтилена высокого давления…

Общий вид установки АВТ-6, апрель 1978 года.

В 80-е годы заводов, равных «Нафтану», в Европе было немного, в следующее десятилетие предприятие вышло на стабильную переработку 25 млн тонн нефти в год. Не отставало и химическое производство. К 1986 году на «Полимире» производили мапан. К выпуску востребованного в стране и за рубежом синтетического волокна подошли очень серьезно: две группы ИТР и рабочих стажировались в Италии. Там, в Милане, работали самые современные по тем временам волоконные предприятия компании SNIA. Качество белорусского мапана было достойным, «Полимир» одним из первых в отрасли получил право самостоятельно продавать его на мировых рынках через собственную внешнеторговую фирму.

Трудности, которые по плечу

С честью преодолели коллективы «Нафтана» и «Полимира» кризис рубежа 80-х и 90-х. Благодаря поддержке основанного в 1997 году концерна «Белнефтехим», молодому суверенному государству удалось сохранить технологии, производство и коллектив.

О тех временах вспоминает ветеран «Нафтана» Владимир Мельников. Владимир Александрович относит себя ко второму поколению нафтановцев, на предприятие он пришел в 1968 году и проработал на должности старшего прибориста больше полувека.

– В начале 90-х переработка нефти упала, – рассказывает ветеран. – И в городе поговаривали, что завод скоро закроют. Тогда мы с коллегами сговорились, что пойдем в заводоуправление, чтобы задать вопросы, волновавшие нас: к чему мы идём, какие будут зарплаты, как будем работать? Я только думал о том, как же мы поместимся, нас же так много! Но к 16 часам, как мы уславливались, пришло всего человек 70. У остальных нашлись более важные дела.

К работникам вышел Константин Чесновицкий, в период с 1992 по 2005 годы занимавший должность генерального директора ОАО «Нафтан». Владимир Мельников вспоминает, что руководитель упредил все вопросы. Мол, если хотите, бастуйте, но поверьте, у нас есть план.

– И начал эти планы описывать. Я тогда подумал: неужели это правда? Но буквально в том же году все и началось, – говорит ветеран. – Начали модернизацию под разное сырье, под разный бензин. И когда уже в конце 90-х я наблюдал, как изменился завод, очень хотелось, чтобы перемены такого уровня произошли на всех предприятиях нашей страны.

Владимир Александрович и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, продолжает следить за успехами родного «Нафтана».

На пороге нового века

В начале нового века Новополоцкий нефтехимический комплекс действительно вышел на новый виток развития.

Благодаря программе реконструкции и модернизации, которая реализовывалась в 1998–2004 годах, на «Нафтане» заработали 11 крупных объектов и установок, использовавших новейшие передовые технологии, в рекордно короткие сроки построили комплекс «Гидрокрекинг».

Не стоял на месте и «Полимир»: 2003 году здесь произвели 500-тысячную тонну волокна Нитрон-Д, при этом не останавливали работу над повышением качества и снижением себестоимости продукции.

Логичным шагом стала реорганизация ОАО «Нафтан»: в 2008 году к нему был присоединен завод «Полимир», 2 передовых предприятия создали крупнейший нефтехимический комплекс Беларуси.

За последние полтора десятка лет здесь произошли значительные перемены: на «Нафтане» началось строительство установки замедленного коксования (УЗК) и установки производства элементарной серы (УПЭС), в феврале 2017 года снова введена в эксплуатацию установка АТ‑8. На «Полимире» ввели в эксплуатацию КГТУ, реконструировали цех № 105, построили парк аммиака.

Полукозловой кран на УЗК в работе, 2022 год.

За последние годы произведена реконструкция установок «Гидроочистка № 2» и «Гидроочистка № 3». В 2020-м состоялся пуск УПЭС, а в 2022-м стартовал выпуск товарной продукции на УЗК. В ближайших планах руководства нефтехимического комплекса – обновление химического производства на «Полимире».

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото предоставлены газетой «Вестник Нафтана»