test gtag

Судьбы качели: история волевой женщины, которую не сломили испытания

В начале марта 2020 года Министерство образования обратилось к учителям школ страны с просьбой помочь изготовить защитные маски. Людмила Иосифовна Харитончик, ее дочь, коллеги и члены ОО «Долг и память» откликнулись сразу: кропотливо работая на своих швейных машинах, они понимали, что так борются с коронавирусом.

Беззаботные юные годы

Такой Людмила Иосифовна была всегда: чуткой, отзывчивой. А шло все из семьи, которая проживала в городе Дунаевцы Хмельницкой области Украинской ССР. Там в марте 1962 года родилась девочка Людочка. Ее отец, ветеран Великой Отечественной войны, полтора года воевал на третьем Украинском фронте. После войны он женился и стал работать в райпотребсоюзе начальником по снабжению, а потом директором продовольственного магазина. Мать Людмилы тоже работала в торговле, но после рождения третьего ребенка посвятила жизнь семье и воспитанию детей.

Людмила была средней дочерью. Ни она, ни младший брат в детский сад не ходили. В школе девочка училась на «хорошо» и «отлично». У нее было много увлечений: солировала в школьном хоре, с большим удовольствием посещала кружки кукольного театра, бальных танцев и спортивную секцию по баскетболу. С одноклассниками Людмиле тоже повезло: класс оказался дружным, и эти дружеские отношения ребята сохранили на всю жизнь.

– Еще в школе я решила, что стану учительницей, и именно в начальных классах, потому что с маленькими детками работать легче, чем со старшеклассниками, – говорит Людмила Иосифовна.

Любимым праздником детства Людмилы был День Победы, когда отец надевал свой красивый костюм с боевыми медалями и орденом «Славы» за взятие Вены. Он рассказывать детям свои фронтовые истории, и они вместе с родителями гордились боевыми наградами отца.

На окраине Дунаевцев располагался военный городок ракетно-космических войск. Его жители часто встречались Людмиле, и она не раз провожала взглядом подтянутых, плечистых мужчин в парадной военной форме, которые галантно держали под руки модно одетых жен. К тому же, профессия офицера Советской Армии или Военно-Морского флота считалась тогда престижной.  И Людмила видела своего будущего мужа статным, галантным, как офицеры из космического городка на окраине Дунаевцев.  А модель будущей семьи в мыслях кроила по примеру родителей: муж – сильный волевой мужчина-добытчик, жена – мягкая, понимающая домохозяйка.

Студенческие годы в Каменец-Подольском педагогическом институте Людмила вспоминает, как сказочное время беззаботной молодости. Посещение выставок, музеев, просмотры современных отечественных и зарубежных кинофильмов, походы на природу, поездки на уборку картофеля и в другие города огромного СССР…

Однажды на вечерней дискотеке она пригласила на белый танец высокого стройного юношу – курсанта третьего курса Каменец-Подольского саперного военного училища. Познакомившись, студенты начали встречаться, и через 8 месяцев Юрий у родителей Людмилы ее руку и сердце. Вскоре состоялась свадьба, а через 10 месяцев родилась дочь Ольга.

 

Семейное счастье оказалось коротким

После окончания военного училища Юрия распределили в Минск, где семье вскоре дали отдельную однокомнатную квартиру. Жизнь военнослужащих и их семей не была оседлой, люди были готовы к частым переездам из одного гарнизона в другой. И молодоженам было приятно, что по распределению Юрий попал сразу в столичный город. Тем более, в военном городке Уручье все было рядом: школа, где устроилась работать Людмила, детский сад, куда стали водить дочь, и воинская часть мужа.

На службе у Юрия Харитончика все складывалось отлично. Командование 5-го гвардейского Рогачевского Краснознаменного корпуса имени Верховного Совета БССР считало его перспективным офицером, политически грамотным и ответственным человеком. К тому же он был членом КПСС.

На семейных торжествах и в повседневной жизни Юрий говорил сослуживцам и друзьям: если его направят в Афганистан, где в те дни гибли солдаты и офицеры, то прятаться за спинами других он не будет. Людмила опасалась этого, но такой день наступил: в начале весны 1984 года муж вернулся со службы и сообщил, что его направляют в Ферганский учебный полк.

– Ты знала, за кого выходишь замуж, – сказал он на прощание жене.

В Фергане Юрий прослужил практически год. Несколько раз он прилетал в Минск из Ташкента в краткосрочные отпуска, а в 1985 году его отправили в город Баграм командиром взвода 271-го отдельного инженерно-саперного батальона.

Из Афганистана письма приходили редко. Людмила понимала, что там война и у супруга мало времени, чтобы писать. Но за неделю до трагедии она получила весточку от супруга. Он описывал недавние боевые действия, рассказывал, чем занимался в свободное от службы время и как с нетерпением считал дни до отпуска. Она прочитала письмо и успокоилась.

День, когда командование части сообщило о гибели Юрия, начался обычно. Утром Людмила отвела дочь в поликлинику. При подходе к дому увидела карету скорой помощи и несколько военных автомобилей. Значения этому не придала. Когда вошла в квартиру, в дверь позвонили. На пороге стоял медик, замполит части, где служил Юрий, и незнакомый офицер, который держал чемодан ее мужа. Все поняв, она вскрикнула и потеряла сознание.

Так закончилась ее беззаботная жизнь. И в то время она совершенно не представляла, как будет жить дальше.

В память о близких людях

Коллеги и сослуживцы мужа всячески поддерживали молодую вдову, помогали решать бытовые проблемы. Государство назначило дочери пенсию по погибшему отцу, а вдове – шефов из числа руководящих работников по месту жительства.

Помимо Людмилы Иосифовны, в военном городке жили еще несколько вдов воинов-интернационалистов, которые часто встречались друг с другом и делились между собой наболевшими проблемами. Однажды они решили создать общественную организацию «Долг и память», которая бы объединила вдов и матерей офицеров и солдат из Белоруссии, погибших в Афганистане и других странах, где Советский Союз выполнял «военные миссии особого назначения».

Работа в школе и общественная деятельность в организации со временем притупила душевную боль. Судьбами вдов и детей воинов-интернационалистов в последние годы существования СССР интересовались многие известные люди страны: поэты, художники, прозаики, драматурги, кинорежиссеры. Так вдовы познакомились с писательницей Светланой Алексиевич, которая в то время работала над романом «Цинковые мальчики», и стали прообразами главных героинь произведения.

После развала СССР жизнь стала трудной. Дочь подрастала, ее нужно было кормить, одевать, обувать. А месячная зарплата учителя того периода равнялась 15 долларам, пенсии погибшего супруга не хватало даже на покупку пары детских ботинок. Приходилось работать в нескольких местах: утром – школа, днем – репетиторство, по выходным – подработка продавцом на вещевом рынке. Людмила Иосифовна справилась: воспитала и подняла дочь-школьницу, а потом и студентку.

У инициативной и практически безотказной Людмилы Иосифовны, которая бескорыстно помогала людям, всегда были претенденты на сердце. Одни таили корыстные интересы, другим она нравилась. Но никто не зацепил ее сердца. К тому же, она знала о возможных сложностях во взаимоотношениях детей с отчимами и не хотела травмировать психику единственной дочери.

Спустя 32 года со дня трагедии с мужем пенсионерка Людмила Иосифовна не изменяет профессии «нести светлое и доброе детям». Она по-прежнему работает в средней школе №84 г. Минска. Ее уважают руководители, коллеги, учащиеся и их родители.

Также она совместно с другими вдовами воинов-интернационалистов и ветеранами войны в Афганистане задействована в мероприятиях Фондов «Долг и память» и «Боевое братство без границ», встречается с представителями молодого поколения – суворовцами, кадетами, солдатами срочной службы Вооруженных Сил и курсантами Военной Академии Республики Беларусь. На этих встречах ребята узнают о подвигах, мужестве и героизме солдат и офицеров Белоруссии, которые с честью и с достоинством выполняли интернациональный долг в «горячих точках» планеты в период «холодной войны».

В первых числах апреля Людмила Иосифовна с дочерью отправляются в Брест на могилу мужа и отца. В деревне Клейники под Брестом, в школе, где он учился, по решению Брестского облисполкома установлена мемориальная доска и открыт музей в память о старшем лейтенанте Юрии Харитончике, одна из главных улиц поселка названа именем этого мужественного человека. И две его сильные женщины, достойно справившиеся с трудностями, на обратном пути обязательно заезжают в Клейники. Они уверены: пока жива память о человеке – жив и он.

Добрым словом – о добром человеке

Тамара ДОВНАР, председатель организации «Долг и память»:

– С Людмилой 30 лет назад нас познакомил воин-интернационалист, подполковник Владимир Гирейко. Он понимал: афганская война – трагедия не только для родителей, получивших своих детей «грузом 200», но и для молодых вдов и маленьких детей.

Наше знакомство вылилось в создание общественной организации Фонд социальной защиты вдов и детей военнослужащих, погибших в локальных военных конфликтах, «Долг и память», которому уже 25 лет. Как самая молодая вдова погибшего офицера, она активно включилась в общественную работу: участвовала в создании школьных музеев, выступала перед детьми и молодежью, создавала летопись «Они служили в Афганистане». За увековечивание памяти белорусов, служивших и погибших в Афганистане, Людмиле вручена Благодарность Федерации профсоюзов Республики Беларусь.

Виктор СИВОХИН, полковник в отставке, председатель Международного фонда поддержки ветеранов, инвалидов и членов семей, погибших при исполнении служебного долга, «Боевое братство без границ»:

– Людмила Харитончик, вдова погибшего старшего лейтенанта Юрия Харитончика, инициировала акцию «Милосердие» для семей погибших, много внимания уделяла круглым сиротам – братьям Бондаревым, у которых после гибели отца в Афганистане умерла мать. Людмила участвует во всех «афганских» мероприятиях, проводимых нашим Фондом, ухаживает за могилами погибших воинов, у которых не осталось родственников, воспитывает молодежь. Это инициативная, деятельная, грамотная женщина, но главная ее черта – милосердие. 

Андрей ТИХОМИРОВ

Фото из архива героини