Наверх

Тратить, чтобы заработать. Легко ли быть тайным покупателем?

30 апреля 2021

Подобные услуги становятся все более популярными и востребованными. Хотя тайный покупатель – это не профессия, а метод исследования и сбора информации.

Для чего это нужно? Чтобы руководитель компании мог проверить работу подчиненных с любого ракурса: как со своей стороны, так и со стороны клиента. Согласитесь, в присутствии начальства все работники стараются быть доброжелательными и улыбчивыми, готовыми все рассказать и показать, однако покупатели порой могут увидеть совсем другую картину.

Как этот метод сбора информации работает на практике, мы узнали из первых уст. Ольга (по понятным причинам имя героини изменено) работает в одном из медицинских центров столицы и уже несколько раз по инициативе нанимателя вживалась в роль тайного покупателя. Она охотно поделилась своей историей с порталом 1prof.by.

– Я работала в частных медицинских центрах, где контроль качества проводился с помощью услуг тайного покупателя. Руководству это нужно было, чтобы оценить работу каждого подразделения и понимать: все ли звенья в организации (от колл-центра до рецепции) правильно функционируют, – рассказывает Ольга. – Для этих целей часто привлекались сотрудники, их родственники или хорошие знакомые, а не исследовательские и аудиторские компании.

В медучреждениях, как правило, коллектив довольно большой, и не всегда коллеги знают друг друга в лицо, так что «спрятаться» среди клиентов – не проблема. Естественно, перед контрольным визитом проводится инструктаж, тайному покупателю выдается план-алгоритм проверки, в котором указано, на что конкретно обратить внимание.

В чек-листе предлагается заполнить около 25 пунктов. Обычно оценивается:

  • первое впечатление от визита: как встретили клиента, что сказали, каким тоном предложили услуги;
  • осмотр врача: рекламировались ли лекарственные препараты или другие медцентры, в которых работает этот же доктор;
  • работа колл-центра: обращались ли по имени во время записи, была ли полученная информация понятной и достоверной, верно ли человека сориентировали по цене;
  • обслуживание на рецепции: насколько приветлив и обходителен персонал.

Иногда собственник хочет обратить внимание на следующие нюансы: не вытягивает ли врач деньги с клиентов, навязывая лишние услуги, и в то же время рекомендует ли необходимые процедуры.

– Нанимателю важно знать все. Поэтому ты инкогнито приходишь в учреждение здравоохранения и «сканируешь» каждую деталь, – уточнила Ольга. – При выборе тайного покупателя из членов трудового коллектива упор делался на то, чтобы «клиент» был не пассивный, а задавал вопросы. Так можно узнать, упреждает ли врач вопросы клиента, кто в цепочке «доктор – пациент» ведомый, а кто ведущий.

Как распорядиться собранной информаций, – дело собственника. Я не помню, чтобы кого-то уволили после отчета тайного покупателя, но работа по результатам исследования проводится со всем персоналом.

– В моем случае денег за сбор информации не платили, просто дарили услугу: бесплатное обследование или консультацию узкого специалиста, – продолжила рассказ собеседница. – Безусловно, есть организации, которые нанимают для этой работы аудиторские компании. Мы же справлялись своими силами, понимая, на чем можно сэкономить, но при этом удержать качество на высоком уровне. К тому же это проявление лояльность к сотруднику: в некоторых учреждении предполагается скидка на услуги, например, от до 20 до 80%, у нас – бесплатный прием специалиста. А ведь один визит к врачу стоит в среднем 40 рублей.

Есть плюсы и в том, чтобы предлагать знакомым или родственникам примерить роль тайного покупателя в рекламных целях: ты вкладываешь в человека, и если ему все понравилось, конечно, он приведет за собой новых клиентов.

К слову, на различных платформах по поиску работы сегодня можно найти более 40 предложений для тайных покупателей. Исследовательские компании и аудиторы по заявкам фирм подбирают на эту роль активных пользователей ПК, уверенных в себе людей с высоким уровнем самодисциплины, хорошими коммуникативными способностями, наблюдательных, ответственных, с отличной памятью, творческим подходом к делу, умеющих письменно излагать свои мысли. Важно также наличие мобильного телефона с диктофоном, фотокамерой и доступом в интернет, приветствуются кандидаты с личном авто.

Тайные покупатели востребованы не только в столице, но и в других городах Беларуси – Гродно, Витебске, Бресте, Бобруйске, Барановичах, Кобрине, Фаниполе.

Им предлагаются как разовые подработки или работа по договору подряда, так и официальное трудоустройство на 0,25 ставки с испытательным сроком. Посещать под видом покупателя (за счет компании) нужно не только магазины с брендовой одеждой, кафе и автозаправки, но и банки, аптеки, салоны сотовой связи, объекты спорта и туризма и даже анализировать рынок натяжных потолков.

Проводить исследования предлагается различными методами: как в форме контрольных закупок в торговых объектах, так и посредством звонков на предприятия, проведения опросов на улицах, визита в консультативную точку или вызова специалиста на дом.

Сколько может заработать тайный покупатель? Размер вознаграждения зависит от сложности проверки. В целом работодатели готовы предложить от 5 до 20 рублей за один визит, но есть и варианты заработка до 50 рублей.

Станет ли услуга тайных покупателей в будущем полноценной профессией, покажет время. Но самое главное, что такие исследователи рынка реально помогают повышать качество белорусского сервиса.

Анжела ЛЮДЫНО

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
27 ноября 2024 26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024
Все новости