В Минтруда рассказали, как в Беларуси удается сохранить уровень безработицы ниже, чем у соседей
За последние 5 лет в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось около 1 млн граждан. Почти 75% из них впоследствии нашли работу.
Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун сообщил, что на 1 марта 2021 года на учете в стране состояло 8,3 тыс. безработных. При этом в банке вакансий числится почти 76 тыс. предложений от нанимателей. Устойчивым спросом пользуются рабочие профессии: водитель автомобиля, продавец, швея, повар, контролер-кассир, тракторист-машинист. Среди специалистов и служащих постоянно нужны врачи, фельдшеры, медицинские сестры, ветеринары, инженеры.
Уровень предлагаемых зарплат зависит, прежде всего, от квалификации, знаний и умений. Так, например, водителю автомобиля при занятости полный рабочий день предлагают до 2,3 тыс. рублей, швее – 1,8 тыс., повару – 1,5 тыс., врачу-специалисту – до 5,2 тыс.
– Несмотря на сложную обстановку, сложившуюся в 2020 году из-за распространения в мире коронавирусной инфекции, ситуацию на рынке труда в нашей стране удалось сохранить стабильной. В ряде стран были побиты рекорды по уровню безработицы за последние годы. На общем фоне ситуация в Беларуси сложилась заметно лучше. Согласно результатам выборочного обследования домашних хозяйств для изучения проблем занятости населения, которое проводят органы государственной статистики, в 2020 году уровень общей безработицы составил 4%, в 2019 году был 4,2%, а в 2018 году – 4,8%. Уровень безработицы у нас в разы ниже, чем у соседей. Согласно последним данным, уровень безработицы в Европейском союзе составляет 7,5%, США – 7,9%. У соседей ситуация такая: в Литве – 9,8%, Украине – почти 10%, – отметил Олег Токун.
В условиях распространения COVID-19 государство принимало меры, чтобы сохранить трудовые коллективы и рабочие места: вместо увольнений работников старались переводить на сокращенный режим работы, отправлять в отпуска. Изначально из-за этого вырос уровень потерь рабочего времени, но с июня прошлого года, по словам собеседника, ситуация начала улучшаться.
– В декабре в режиме вынужденного неполного времени работал каждый сотый работник, а это в 2 раза меньше, чем в мае 2020-го. При этом массового сокращения на предприятиях не зафиксировано. За прошлый год по причине ликвидации организации, сокращения численности или штата работников уволено 5 тыс. человек, или менее 1% (0,7%) от общего числа уволенных. Это практически столько же, как и в 2019 году – 5,3 тыс. человек, или 0,7%, – привел цифры представитель Минтруда.
Чтобы смягчить последствия для высвобождаемых работников, наниматели совместно со службой занятости разрабатывают социальные планы реструктуризации организаций.
– Они предусматривают проведение информационных мероприятий, в частности, консультирование нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснение ситуации на рынке труда региона, организация «горячих линий» и прочее. Также приняты меры по трудоустройству работников как внутри организации, так и к другому нанимателю, – поясняет Олег Токун.
Нередко руководители обеспечивают профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, а в последующем служба занятости полностью или частично возмещает им понесенные затраты.
В минувшем году было разработано 28 совместных социальных планов, а в целом за прошедшую пятилетку – 156.
В совокупности такие шаги позволяют не потерять высвобождаемые кадры и в короткие сроки найти им новую работу.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Александра ПОБАТА