test gtag

Виталий Артист: «Самому интересно, что будет дальше»

Группа «Без билета» ставит финальную точку в своей карьере. Ребята решили уйти красиво, представив в декабре концерт в «Минск-Арене». Событие обещает быть грандиозным. Поклонники, которые взрослели, влюблялись и веселились под хиты группы, могут готовиться к вечеру воспоминаний, танцев и хорошей музыки.

Лидер группы – Виталий Артист – выглядит бодрым. Говорит, что «Без билета» навсегда останутся молодыми и юными, в то время как его впереди ждут новые горизонты. Вместе с бессменным автором и исполнителем мы немного поностальгировали и заглянули в будущее.

– Виталий, есть ли отличие в подготовке к прощальному концерту и к первому выступлению группы?

– И 20 лет назад, и сейчас я испытываю волнение. Наше первое выступление проходило в минском Дворце детей и молодежи «Золак». Мы спели две песни, а потом в зале выключили свет и попросили нас сворачиваться. Тогда ни о каком гонораре речи не шло – порой нам даже самим приходилось приплачивать, чтобы пустили на сцену. Сейчас публика знает, что творчество «Без билета» как минимум ставится на паузу, поэтому люди ожидают чего-то потрясающего, и это заставляет меня нервничать.

– Группа существует уже 20 лет. Как менялся слушатель за это время?

– Мы начинали в девяностых. Надеюсь, выросли, но, как и раньше, наша публика – это люди в возрасте 25–34 лет.

– Можешь вспомнить какие-нибудь странные выходки фанатов?

– У нас интеллектуальная музыка, хотя и с простой подачей. Наша поэзия глубокая, поэтому слушать ее приходят люди интеллигентные. Не могу вспомнить ни одного «вырви глаз случая». Чаще всего мы выступаем в залах, где предусмотрены места для сидения, и наша задача – условно превратить их в танцполы. Обычно уже к середине концерта все встают, выходят в проходы и танцуют. Но, подчеркну, никто за эти годы ничего не сломал, ни с кем не подрался. И администрации концертных площадок на нас никогда не жаловались.

– А чем белорусский зритель отличается от зарубежного?

– Темпераментом. Чем севернее, тем люди спокойнее. Но при наличии опыта можно завести любой зал. Этим летом, к примеру, мы принимали участие в фестивале в латвийском городе Резекне. Там никто не знал ни нас, ни наши песни. Но всего минут через двадцать мы были покорены публикой, а она – нами: пели вместе. Особенность «Без билета» в том, что мы часто в своих песнях используем фишки, не несущие смысловой нагрузки, но которые удобно исполнять, то же «е-е». Это заходит в любых странах. 

– На счету группы 7 альбомов, телевизионный проект, благодаря которому вы побывали в кругосветном путешествии, саундтреки к фильмам. Что из задуманного еще не воплотили в жизнь?

– По правде говоря, есть один незавершенный гештальт… Уже 10 лет я живу с желанием поучаствовать в конкурсе «Евровидение». Коллеги, когда предлагаю им написать песню, говорят: «Ты что! Это нам не подходит, и вообще – там все куплено». Но, по моим ощущениям, в Беларуси отбор участников на «Евровидение» проходит адекватно. Так почему бы не попробовать? В этом году я даже сам написал песню. Так как конкурс развлекательный, решил, что и композиция должна быть соответствующей. Но чем дольше работал над ней, тем больше понимал: трек получается совершенно неформальный. Вышло что-то среднее между «Do not care about us», которую исполнял Майкл Джексон, и фестивалем в духе «Верасоў». Что ж, вероятно, это не песня для «Евровидения», а просто хорошая композиция для группы.

– Чтобы написать песню, нужно ждать вдохновения или достаточно заставить себя работать?

– Назвался художником – иди рисуй. Для меня написание текстов – это работа, которую я, впрочем, делаю с удовольствием. Не жду момента вдохновения и даже не знаю, что это. Мне достаточно остаться наедине с собой, преодолев лень и страх. Каждый раз, когда начинаю сочинять, мне кажется, что делаю это впервые.

– Насколько критически ты относишься к своим текстам? Кромсаешь их?

– И не раз – могу забраковать кучу черновиков. Доделываю и переделываю, пока меня не начнет «цеплять» и не перестанет что-либо смущать. Поэтому до слушателя песня может дойти совершенно не в том виде, в каком задумывалась изначально. Кстати, необходимость придираться к текстам сохраняется у меня и после того, как песня выходит в свет и ее все успевают выучить. Может пройти год, и я перепишу припев или исправлю аранжировку. В рамках одной песни их может быть пять, а то и больше.

– Главные критики для тебя, насколько нам известно, – ты сам, твоя семьи и директор. А как относишься к мнению фанатов?

– Каждый наш альбом кардинально отличается от предыдущего, и только люди привыкают к одному звучанию, как мы предлагаем другое. Это сбивает с толку. Первая реакция поклонников: «Что-то не то. Раньше было классно, а сейчас вы испортились». Так было с альбомами «Кино», «Африка», «Море». Интересно, что эти же слушатели потом находили «неплохие песни», а позже и вовсе записывали их в категорию шедевров. Очевидно, должно пройти время, чтобы композицию оценили.

– «Яндекс Музыка» в топ самых прослушиваемых песен ставит «По ветру», «Байканур 66», «Пыльный ветер», «Африка». Насколько выбор слушателей совпадает с твоими предпочтениями?

– Меня удивляет в этом списке «Пыльный ветер» – песня была выпущена всего год назад, но в целом я понимаю, за что слушатели любят именно эти композиции, и разделяю их мнение.

– А теперь неожиданный вопрос: как относишься к нововведению «Минсктранса», согласно которому контролеры в столице теперь могут останавливать общественный транспорт между остановками в поисках безбилетников?

– Думаю, такая мера введена из-за того, что многие не хотят платить за проезд. Мне кажется, пассажирам достаточно быть честными и вежливыми, тогда и контролеры не будут так «радикалить». И все будут счастливы.

– Как отреагировали родные и поклонники группы, узнав о прощальном концерте?

– У всех возникла какая-то ностальгия: как же мы будем дальше без них? Но я всех успокоил: мы все равно продолжим заниматься музыкой. Кроме того, ничто не препятствует и дальше слушать наши песни. А еще мы обещаем, что до концерта выпустим несколько новых композиций.

– В своем прощальном сообщении фанатам ты сообщил, что будут новые проекты. Можешь рассказать подробнее?

– Поживем – увидим. Мне самому интересно, что там дальше случится.

– Чем будешь удивлять «Минск-Арену»?

– Всегда теряюсь и не знаю, что ответить на такой вопрос. Как и всегда, буду исполнять любимые песни, заботиться об атмосфере в зале, чтобы каждый, кто пришел на концерт, был счастлив и ушел с чувством, что он все может, что его любят, а жизнь – прекрасна.

Юлия КУЛИК

Фото из архива Виталия АРТИСТА