test gtag

Дела виноградные, или Какую лозу лучше разводить в нашей стране

Житель Белоозерска Александр Матиюк выращивает у себя более 60 сортов винограда. Корреспондент портала 1 prof.by выясняет, как он стал экспертом в виноградарстве и какие сорта лучше чувствуют себя в Беларуси.

Давно не гость

Буквально на днях Интернет запестрел сообщениями, что в Японии продали виноградную гроздь сорта «Римский рубин» за 11 тыс. долларов. Сообщалось, что ягоды этого сорта обладают удивительно гармоничным вкусом, но еще более удивителен их размер – как мяч для гольфа. В этом году планируется продать 26 тыс. гроздей «Римского рубина».

Виноград давно перестал быть гостем и на белорусской земле. «Отцом» белорусского виноградарства стал доктор сельскохозяйственных наук, главный научный сотрудник института плодоводства НАН Беларуси Ромуальд Лойко. Он апробировал в условиях белорусского климата около 300 сортов и гибридных форм винограда. Его уже нет в живых, но начатое дело продолжают ученики и последователи.

Один из них – Александр Матиюк. Ценитель, знаток культуры и одновременно консультант по виноградной лозе живет в небольшом городке Белоозерске на Брестчине. Инженер Березовской ГРЭС Александр Матиюк культивирует виноград более 30 лет.

– Эту южную культуру в Беларуси не только можно, но и нужно выращивать, – уверяет Александр Владимирович. – Доказательством моих слов могут служить две промышленные плантации – в Пинске и Гомеле. На Брестчине виноград культивируют около 8 лет и получают устойчивые урожаи. Есть немало и частников – любителей виноградных лоз, для которых хобби переросло в серьезное дело. 

Чья возьмет?

Первое знакомство с виноградной лозой у Александра Владимировича было «иностранным». У родственников Матиюка в Казахстане рос виноград и в условиях резко континентального климата с его жарким летом, суровыми зимами он давал очень неплохие урожаи. Впечатленный белорус нарезал черенков и привез домой. Виноград вырос и принес плоды – увы, мелкие и кислые.

– Это был 1987 год. Литературы по виноградарству не найти, совета спросить тоже не у кого, – вспоминает Александр Владимирович. – Было лишь желание развести-таки эту культуру. Потом к желанию подключилось самолюбие, думал, неужели не смогу одолеть какую-то лозу? И начал искать единомышленников.

У белорусского Института плодоводства НАН Беларуси в Самохваловичах был опорный пункт в Пинске, на котором «колдовал» энтузиаст разведения в нашей стране южных культур Владимир Устинов. У него уже тогда росло несколько десятков сортов винограда. В Гродно работал еще один влюбленный в виноград человек – Юрий Соболев. Они что-то предлагали, но Матиюк не получал истинного удовольствия от разведения.

На помощь пришла… теща. Любовь Кривецкая возглавляла экологический центр в Белоозерске и стала привлекать зятя к работе с детьми: им надо было не только рассказывать о разных растениях, но и демонстрировать их. А у Александра Владимировича все же было что показать.

– К тому времени в Беларуси появился клуб «Северный виноград», начали регистрироваться его региональные подразделения, – рассказывает Матиюк. – Я возглавил Березовское. – Энтузиасты-виноградари стали объединяться, делиться опытом – и дело пошло.

Кому-то «талисман», а кто-то любит «изабеллу»

Сегодня у Александра Владимировича произрастает более 60 разных сортов лоз. На вопрос, какой больше по душе, отвечает философски:

– Полюбишь любой, пока с ним возишься. Но, если честно, отдаю предпочтение техническим сортам. Да, они невзрачные на вид, гроздочки небольшие, зато вкус отменный. Положишь в рот – и чувствуешь ароматы сафьяна, граната, вишни.

Собеседник с упоением рассказывает о своих отношениях с растением, которое ему удалось не только победить, но и искренне полюбить. Некоторые сорта он начинал разводить, имея на руках всего лишь «глазок» – маленькую почку. И все получалось. Сегодня виноград растет у него и дома, и на даче. На сортах он уже собаку съел, может дать любую консультацию.

Совершаем с ним эдакую сортовую экскурсию, и я узнаю, что не стоит гнаться за крупноплодным виноградом – вырастить его под силу только опытным садоводам. Тем более, что есть сорта, которые дают хоть и мелкие, но вкусные ягоды. К примеру, «коринка русская»: кишмишный виноград, сладкий и без косточек. Гармоничны по вкусу ягоды винограда «алешенькин», «виктория», «восторг».

Любителям крупных плодов Матиюк предлагает из «старых» сортов, не отличающихся особой устойчивостью к болезням, разводить «талисман», «агат донской», а из новых, комплексно устойчивых сортов и гибридных форм, – «супер экстра», «августин», «кодрянка», «надежда АЗОС», «блестящий», «богатяновский» и другие. В условиях Беларуси лучше разводить ранние и сверхранние сорта.

Не просто напиток, а живой организм

Начинающему виноградарю важно понять, для чего хочет заниматься интересным, но хлопотным делом. Если просто побаловать себя, родных и друзей сладкими сочными ягодами – это одно. И совсем другое дело – заниматься виноделием.

Будучи тонким знатоком и ценителем винограда, Матиюк отмечает, что делать простое, на первый взгляд, вино из винограда не так уж и просто.

Во-первых, не все сорта для этого годятся. Во-вторых, вино – это живой организм и к нему надо соответственно относиться. В-третьих, нужна специальная тара, окуренная серой.

Особенно удаются в условиях Беларуси вина из белых сортов винограда, требующих более короткого периода для вызревания: «орион», «платовский», «кристалл», «солярис» и других.

– В общем, с виноградом забот-хлопот невпроворот, – заключает собеседник, – но если все делать с умом, то результат порадует.

Кстати…

Коллега Матиюка по виноградным делам из Смоленска, Юрий Чугуев, вывел у себя мелкий, но стойкий виноград, который переносит морозы до 40 градусов. Этот уникальный сорт стал основой для производства вина для спецназа: оно используется в медицинских целях – для лечения и восстановления раненых. Да-да, есть у винограда целебная сила!

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из личного архива героя материала