Наверх

Дунай, который не река: нашли еще одну деревню с необычным названием

23 мая 2024

Вы не бывали на берегах Дуная? Но тогда, может быть, слышали вальс «Дунайские волны»? Румынский композитор Иосиф Иванович еще в 1880 году прославил эту водную артерию на многие десятилетия вперед. Кстати, сегодня Дунай протекает по территории почти десятка европейских стран. Есть свой Дунай и у нас в Беларуси. И это, как вы догадались, не река. Очередную деревушку с громким географическим названием мы нашли на карте Ивьевского района.

Ивьевский сельсовет, на территории которого находится Дунай, довольно-таки большой. Полсотни населенных пунктов разбросаны вокруг Ивья. Здесь же, в городе, мы отыскали и Ивьевский сельский исполком.

Дуна́й – самая протяженная водная артерия Евросоюза. В Европе он является второй по величине рекой после Волги. Дунай проходит по территории 10 государств – Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдовы. На его берегах расположены такие столицы, как Вена, Братислава, Будапешт и Белград. А самый старый мост, построенный через Дунай, находится в немецком городе Регенсбурге. Четыре страны – Австрия, Венгрия, Хорватия и Болгария – воспевают реку в своих национальных гимнах. Ее берега действительно представляют собой красивейшие ландшафты. Стоит ли удивляться, что Дунай вдохновлял многих людей искусства. Его изображали на холстах, воспевали в стихотворениях, а сказаний о Дунае существует явно больше, чем изгибов на самой реке. К слову, «Шлёгенская петля», самая знаменитая петля Дуная, настоящий шедевр эволюции, сотворенный природой.

По традиции сначала заезжаем к его председателю. Нам повезло. Во-первых, потому что Таисия Лось оказалась на месте, а во-вторых, Таисия Валентиновна в статусе сельского «мэра» в этих краях уже более 20 лет и хорошо знает местных жителей. «Я сама родом из Ошмянского района, но с 2000 года живу в Морино (агрогородок на территории Ивьевского сельсовета. – Прим. авт.)», – объясняет она. Переехали сюда вместе с мужем с Брестчины – чтобы быть поближе к ее родне. «Я из многодетной семьи, – продолжает Таисия Валентиновна. – По праздникам мы всегда собирались у родителей, но мне было сложно добираться из другой области, потому и уговорила супруга поменять место жительства на Ивьевщину».

Само Ивье, куда, к слову, мы приехали впервые, достойно того, чтобы включить его в туристический маршрут. Несколько часов, проведенных в этом городке, точно не будут потрачены впустую.

Старинное поселение, первое упоминание о котором относится к 1394 году, является негласной столицей белорусских татар. Их появление на наших землях связывают со временем правления великого князя литовского Гедимина. Сегодня в Ивье проживают около 500 татар-мусульман. В городе сохранилась одна из самых старых мечетей Беларуси, построенная еще в 1882 году. О мультикультурном прошлом белорусского местечка свидетельствует и памятный знак «В честь дружбы и согласия конфессий Ивьевщины», установленный на центральной площади города. К сожалению, до наших дней еврейская культура Ивья дошла лишь как часть экспозиции в местном музее национальных культур. В городе сохранились здания бывшей синагоги, фрагменты каменной ограды еврейского кладбища и характерная для штетла (небольшое еврейское поселение полугородского типа. – Прим. авт.) застройка конца XIX – начала XX века в центре. Из трех тысяч евреев, живших здесь до войны, к моменту освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в живых осталось только 130 человек.

Небольшая прогулка по Ивью заканчивается там же, где и началась, – у здания, в котором находится сельисполком.  До Дуная, куда мы собираемся съездить вместе с Таисией Лось, всего 4 километра.

«Деревушка неплохая, но инфраструктуры там уже нет, – предупреждает она и тут же добавляет: – Вы неправильно ставите ударение в ее названии. Надо на первый слог, а не на последний». Получается ДУнай, а не ДунАй! За разговорами мы не заметили, как свернули с трассы по дорожному указателю «Дунай 1» в сторону нужного нам населенного пункта.

По словам председателя сельисполкома, сегодня в Дунае постоянно проживают немногим более трех десятков человек. В основном пенсионеры. К старожилам по фамилии Садоха Таисия Лось предлагает зайти. По всей видимости, завидев автомобиль, притормозивший напротив дома, хозяин выходит встретить гостей. «Станислав Никодимович, к нам журналисты из Минска приехали, хотят про вашу деревню написать, – объясняет цель нашего визита Таисия Валентиновна. – Может, вы расскажете что интересное?»

Станислав Никодимович не местный, родился и вырос в 30 километрах отсюда, в деревне Лелюки, но уже 57 лет живет в Дунае. «Я его нашла и сюда привезла», – шутит супруга Ядвига Адамовна. Познакомились молодые 31 декабря, а уже 4 февраля справили свадьбу. «Три раза может только и встретились, – смеется супруг. – Зато всю жизнь вместе». Молодая семья поселилась в родительском доме Ядвиги. «Мама рано осталась вдовой, и мне было жалко оставлять ее», – объясняет теперь уже бабушка Ядя. Сегодня пенсионеры по-прежнему живут вдвоем. Дети разъехались, обзавелись своими семьями. «У нас большая семья, – продолжает хозяйка, – четверо детей, девять внуков и четыре правнука». На вопрос, навещают ли дедушку с бабушкой, отвечают, что приезжают и помогают. «В прошлом году еще коня держали, но пришлось продать», – вступает в разговор супруг. С возрастом держать хозяйство стало тяжело. «Я детям каждый год обещаю, что ничего сажать не буду, – смеется Ядвига Адамовна, – але ж все равно раблю». По ее мнению, тот, кто привык копаться в земле, без этого уже не может. «Мы и огород садим, и сеем яшчэ троху, – продолжает Станислав Никодимович. – Курочки у нас свои».

И бабушка Ядя и дед Станислав всю жизнь проработали в местном колхозе имени Якуба Коласа. «Я вот думаю, – рассуждает пенсионерка, – если бы остались колхозы, может, и люди бы не поуезжали из деревни?»  По всему видно, что оба сельчанина немного грустят по былым временам, когда в их деревне было шумно и многолюдно. «Нас даже китайцами называли, – вспоминает Ядвига Адамовна. – Каждая семья, считай, многодетной была – по три-четыре ребенка».  В Дунае были фельдшерско-акушерский пункт, магазин и даже библиотека. А вот танцы местная молодежь ладила в доме у кого-то из односельчан. Клуба своего в деревне не было. «У нас по соседству в хате собирались, мы с Ядей тоже туда ходили», – улыбается Станислав Никодимович, которому, по всей видимости,  новое место жительства пришлось по душе. «Хорошая была вёска, чистая,  – продолжает пенсионер. – Люди, когда узнавали, что деревня Дунай, говорили, что название красивое». Правда, откуда оно пошло, Садоха не знает. «Может, это пан якi с такой фамилией тут жил», – высказала предположение Ядвига Адамовна.

Сегодня понедельник – день, когда в деревню приезжает автолавка. «Раней столько людей собирались и чакалi яе, а теперь никого няма», – сетует бабушка Ядя. Как рассказала позже председатель сельсовета, в прошлом году в соответствии с указом о пустующем и ветхом жилье в Дунае снесли 4 строения.

Дом соседки пенсионеров – Татьяны Петько  – выглядит добротно и ухоженно. Ее семья одна из немногих в деревне, у кого еще осталось подсобное хозяйство. «У нас две коровы, поэтому молоко, сметана, творог свои, домашние», – рассказывает сельчанка. По ее словам, несмотря на то, что в их доме есть все удобства, «как в городе», жить в деревне непросто. Приходится много трудиться. Но это, говорит она, уже привычка.

Местная жительница Евгения Бутурля в этот день тоже не отдыхала – ее мы застали за работой на приусадебном участке. На вопрос, не тяжело ли одной заниматься огородом, сельчанка улыбается, говорит, мол, «земелька – это кормилица». Но вообще-то сама она раньше тоже жила в городе – Гродно и Лиде, но семейные обстоятельства так сложились, что пришлось вернуться на малую родину. «Родители стали болеть, надо было за ними ухаживать, – объясняет она. – Это еще в середине 90-х было». На то время, по ее словам, народу в деревне было предостаточно. Это потом молодежь стала в город перебираться. «Ой, только вы меня не фотографируйте», – застеснялась Евгения Тадеушевна. Мы пообещали, что выберем самый удачный ракурс снимка для публикации.

Поскольку в Дунае всего одна улица, мы довольно быстро ее прошли, так и не повстречав других жителей. Наш фотокор Валерий Антонович за это время, как всегда, успел сделать много фотографий. Мы узнали, какой деревня была раньше, и увидели ее сегодняшней. И это была 12-я по счету локация нашего проекта «За семь верст».

Юлия ФЕДОТОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
3 декабря 2024 2 декабря 2024 1 декабря 2024 30 ноября 2024 29 ноября 2024
Все новости