Как сообщает портал Georgia Today, не исключено, что грузинские власти уже в ближайшее время обратятся в ЮНЕСКО с предложением повысить статус грузинского застолья до общемирового.
Эта грузинская традиция, связанная с такими социальными феноменами, как гостеприимство и виноделие, возникла в XIX веке и особенно утвердилась в советский период.
В настоящее время ЮНЕСКО признало мировым культурным достоянием грузинскую полифонию – традиционное многоголосое пение. Глобально ценными признаны традиции изготовления вина в огромных кувшинах, зарытых в землю (квеври), и три исторических вида грузинского алфавита: Асомтаврули, Нусхури и ныне используемого Мхедрули.
Здесь необходимо отметить, что в грузинском застолье супра подразумевается не богатая грузинская кухня и плоды виноделия, а именно нематериальная культура, то есть избрание тамады, очередность и ранжирование тостов. В этом и есть уникальность грузинской традиции.
Произносить тосты за столом придумали не в Грузии, такая традиция была известна во времена Древнего Рима, но его ритуальность и роль тамады, присущи исключительно грузинскому застолью. Так же, как некоторые незыблемые традиции. Например тамадой может быть только мужчина и лишь с его позволения женщина может произнести тост. Выпивать в такой момент полагается только вино, хотя допускается водка, коньяк или шампанское, но ни в коем случае не пиво и не глинтвейн.
Классическая очередность тостов на грузинском застолье выглядит следующим образом: тост за тамаду – его предлагают избрать один или несколько членов застолья. Все пьют за него, желая «успешного предводительства». Затем тамада провозглашает тосты: «За Господа нашего Иисуса Христа», «За семью», «За родителей», «За братьев и сестер», «За покойных», «За детей», «За родину», «За друзей», «За любовь и женщин».
Некоторые исследователи грузинской культуры полагают, что в эпоху глобализации, интернета, соцсетей и искусственного интеллекта традиция грузинского застолья является анахронизмом, мешающим модернизации Грузии и европейской интеграции. Однако большинство считают, что супра настолько прочно вплетена в этно-национальную идентичность, что ее переосмысление может иметь необратимые последствия для самой идентичности грузин. Потому отрекаться от нее не стоит даже ради европейской интеграции.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников