Наверх

Могут даже в больницу положить? Задали врачу наивные вопросы о депрессии

19 июня 2024

Как понять, что у вашего друга клиническая депрессия и нужно ли делать с этим хоть что-то? Правда ли, что на антидепрессанты можно подсесть, как на наркотики? Бывают ли случаи, когда депрессивному человеку требуется госпитализация? Мы задали эти и другие вопросы о самом популярном запросе в интернете «психическое расстройство» заместителю директора РНПЦ психического здоровья Оксане Шиловой.

Что такое депрессия?

Хороший и совсем не праздный вопрос. В наше время наблюдается гипердиагностика этого расстройства. Поэтому каждый раз, когда мне говорят «доктор, у меня депрессия», я начинаю с вопроса: «а что вы этим называете»?

А что же этим часто называют?

  • обычную усталость – нормальное состояние для человека, который много работает и мало отдыхает. Но если этот человек по характеру энергичный и решительный, он может счесть это состояние депрессией. Человек почитает про нее в интернете и скажет: сонливость, пассивность, все сходится! А на самом деле обычная усталость лечится обычным отдыхом.
  • неопределенность в планах на будущее – часто это бывает у людей, которые еще не нашли себя в жизни, и у молодых ребят. С одной стороны, пора бы им уже вылетать из родительского гнезда и решать, кто ты и чем будешь заниматься. Это вызывает тревогу. Вместо того, чтобы признаться, что он не знает, чего хочет, человек говорит, что ничего не хочет. Мы опять возвращаемся к тому, как описывают депрессию в интернете.
  • естественная реакция мозга на значимые события в жизни – то есть, на такие, где требуется переход в какое-то новое состояние, кардинальная перемена. Родился ребенок: веселая и дружная семья стала грустной и раздражительной. Была мать большого семейства, но дети съехали, и женщину настиг синдром пустого гнезда. Внешне очень похоже на депрессию.

Все это при определенных обстоятельствах может перерасти в настоящую депрессию. А может и не перерасти.

Как понять, что у тебя настоящая депрессия?

Депрессивные пациенты воспринимают мир в соответствии с когнитивной триадой депрессии Аарона Бека: я плохой – все плохо – это было и будет вечно.

Что значит «я плохой»? Это не просто самоедство, это наполнение глубоким чувством вины и душевной боли, ощущение себя плохим, виновным. Плохим отцом/матерью, плохим мужем/женой, плохим работником. Таким плохим, что человек внезапно начинает звонить давним знакомым и извиняться за какие-то мелкие проступки, которых уже никто и не помнит.

Депрессивный человек винит только себя, а не окружающих. Если же он винит в своих проблемах других, то это, скорее всего, не депрессия. Депрессия это всегда «я виноват, я плохой, из-за меня это все происходит».

Соматические симптомы такие:

  • заторможенность мышления и движений;
  • ощущение ухудшения памяти (именно ощущение, а не ухудшение);
  • нарушение сна, кошмары, ранние пробуждения;
  • нарушение аппетита, резкая потеря веса.

То есть, опять же, если человек говорит, что заедает «депрессию» мороженым, вряд ли это депрессия.

Для депрессии характерны суицидальные мысли. В очень тяжелых случаях человек может не совершить суицид только потому, что не в состоянии заставить себя вообще хоть что-нибудь сделать. Он просто лежит и смотрит в потолок.

Из-за чего возникает депрессия?

В советской медицине было принято делить депрессии на экзогенные и эндогенные. Первая происходит после серии тяжелых значимых биографических или ситуационных проблем, вторая – из-за особенностей регуляции определенных нейромедиаторов, которые под влиянием некоторых генетических предрасположенностей или сезонных колебаний начинают давать сбой. В наше время такое разделение не актуально. Все равно оба состояния имеют общие подходы в лечении.

Чаще всего причинами депрессии становятся как внешние, так и внутренние факторы (например, низкий уровень дофамина или норадреналина, наличие в роду людей с биполярным или рекуррентным расстройством) в сочетании с провоцирующими факторами. Только внешних факторов (стрессов) недостаточно. У человека без предрасположенности депрессия редко становится тяжелой. Чем тяжелее болезнь, тем больше она объясняется физиологическими и генетическими факторами.

Что же «взрывает» эту бомбу замедленного действия?

К сожалению, нас калечит именно то, что делает нас хорошими, порядочными людьми. У людей, предрасположенных к депрессии, развитое чувство долга, развитая эмпатия, совестливость.

Если мы слишком часто «тыкаем» ребенка в то, что он «недостаточно старается», «недостаточно красиво поступает», «делает что-то стыдное», мы закладываем в его психике камушек, о который он потом споткнется. Если психика однажды сказала «ты плохой», значит до этого человек слышал эти слова от других людей.

Свобода от комплексов и здоровая самооценка – лучшие противоядия от депрессии. Человек должен понимать, что он не становится лузером от одной неудачи. Чрезмерное обобщение – особенности мышления человека, склонного к депрессии.

Как помочь человеку в депрессии?

Как я уже сказала, если человек на кого-то жалуется и чашками ест мороженное, у него вряд ли депрессия. Депрессивный же пациент может никому ни на что не жаловаться. Но заметить некоторые «флажки» можно.

Мы можем увидеть, что человек плохо выглядит. Особенно заметно это, когда он привык за собой ухаживать. В депрессии же он/она может постоянно одеваться в одно и то же, перестать пользоваться косметикой. Один из признаков депрессии – нарушение вегетативной регуляции. Волосы не укладываются, кожа бледная и тусклая, глаза не блестят.

Важный симптом – резкая потеря веса на размер или два. Особенно если ваш друг ничего специально для этого не делает: не занимается спортом, не сидит на диетах.

Если же человек начинает просить прощения за какие-то малозначительные или давно прошедшие события, возвращать все долги и раздавать какие-то вещи, то это очень тревожный знак. Я его упоминала, когда мы с вами разговаривали, как понять, что знакомый готовится к суициду.

Что касается помощи и лечения, то помочь может психотерапия: поддерживающая, эмоционально сфокусированная, направленная на понимание структуры потери, на поиск того, чем можно заменить потерю.

Помочь можете и вы, но помощь должна быть своевременной и уместной. Мы же так устроены, что хотелось бы поскорее вернуть человека в равновесие. Стоит ему похоронить родственника, мы уже суем ему телефон психотерапевта. Но человек должен захотеть этого сам. Есть такое понятие, как работа горя. И результатом этой работы должны стать определенные психологические изменения. Душевная боль должна утихнуть до уровня, при котором человек разрешит себе помочь. В таком случае сам человек может говорить: мне ничего не надо, просто оставьте меня одного, дайте поплакать.

Лучшее, что вы можете сделать, это просто быть рядом и не забывать об этом говорить. Говорите человеку, что можете прийти и поговорить, прийти и просто послушать, побыть с ним, когда он плачет, чай ему заварить. Но быть слишком настойчивым не нужно. Настойчивость оправдана, лишь когда у нас есть основания полагать, что у человека есть суицидальные мысли.

Депрессию обязательно лечить антидепрессантами?

Легкую депрессию можно вылечить психотерапией, если человек с трудом, но пока справляется со своими социальными ролями, а сама депрессия длится несколько недель. Если пациент будет регулярно ходить на психотерапию и выполнять задания, которые дает ему доктор, если он добавил в свою жизнь какие-то физические нагрузки, то можно справиться и без антидепрессантов.

В более серьезных случаях врач выписывает лекарства. Их покупают по рецепту и принимают курсами. Они работают не быстро и только при условии, что препарат вам подошел. В противном случае его придется менять. Это не зависит от компетенции врача. Это зависит от генетики. Есть исследования, которые делают подбор антидепрессантов точнее, но они довольно дорогие.

Если препарат подошел сразу, его эффект начнется в лучшем случае через две недели. Принимать лекарство нужно от четырех месяцев до года с постепенной отменой.

Может ли врач перепутать депрессию с хандрой и выписать антидепрессант по ошибке?

Вероятность ошибки есть в любой человеческой деятельности. Но, если речь идет о враче с дипломом и должной квалификацией, то эта вероятность невысока. К тому же, напомню, мы сегодня имеем дело с гипердиагностикой депрессии, поэтому доктора вовсе не склонны доверять пациентам на слово. Они тщательно проверяют все симптомы, выясняют, как часто и с какой силой они проявляются. В крайнем случае, психиатр может выписать пациенту, как я их называю, «препараты для здоровых». Это не антидепрессанты, а препараты из группы повышающих адаптационные способности, седативные препараты. Если они оказались эффективны, то, скорее всего, речь не о депрессии, и антидепрессанты не нужны.

Можно ли «подсесть» на антидепрессанты?

Антидепрессанты не вызывают привыкания, ни психического, ни физического. Это не наркотик. Это лекарство против болезни, отпускаемое строго по рецепту. Вы же не будете говорить, что врачи «подсадили» пациента с диабетом на инсулин?

Если при отмене препарата возвращается клиника, значит лечение не доведено до конца, его нужно сделать более длительным. Да, лечение антидепрессантами довольно продолжительное, но если это позволяет улучшить качество жизни и справляться со своими социальными функциями, то это того стоит. Антидепрессантов не надо бояться. Но и злоупотреблять ими тоже не надо.

Могут ли депрессивного человека госпитализировать?

Да, человека с умеренной или тяжелой депрессией могут положить в больницу. При умеренной депрессии госпитализация может быть добровольной. Например, если врачи долго не могут подобрать подходящие антидепрессанты. В таком случае человека, скорее всего, положат в открытое отделение для лечения невротической патологии.

Бывает и принудительная госпитализация. Как можно догадаться, чаще всего она происходит после неудачной попытки суицида. Иногда человек сам обращается к врачам с жалобами на суицидальные мысли. В обоих случаях больного, скорее всего, отправят в закрытое отделение, где человека защищают от самого себя. Так будет спокойнее и ему, и родственникам, и врачам.

В больнице терапия и подбор препаратов происходят под ежедневным наблюдением врача. А если говорить о нашем стационаре, то у нас также доступна электросудорожная терапия на современном оборудовании под наркозом. Так лечат тяжелую депрессию со стойкими суицидальными тенденциями, устойчивую к антидепрессантам.

Какой совет дадите тем, кто сейчас лечится от депрессии?

Самое проблемное в этой ситуации, что человек в клинической депрессии не верит в выздоровление. Он очень органичен в ощущении, что он плох и заслужил это. Важно верить, что темные полосы заканчиваются, что депрессия – конечное состояние, особенно, если его лечить. Что бы ни случилось, утром встань, приведи себя в порядок и иди к людям.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото из открытых интернет-источников

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
21 ноября 2024 20 ноября 2024 19 ноября 2024 18 ноября 2024
Все новости