Наш журналист записал разговор с телефонными мошенниками. Почитайте, чтобы не попасться самим
Не проходит и месяца без новостей о новых жертвах телефонных мошенников, придумывающих все новые и новые способы добычи денег. Сегодня мы покажем вам один из них. Но уже не по материалам уголовного дела, а со слов нашего корреспондента, которому на днях позвонили злоумышленники.
Звонок пришел по WhatsApp с неизвестного номера с кодом +856 (приложение распознало номер как «служебный»). На другом конце провода говорил мужчина с сильным украинским акцентом. Представился сотрудником Следственного комитета и спросил, знаю ли я некоего Сергея Филимонова. Не знаю, имелся ли ввиду покойный белорусский телеведущий или известный украинский политик, но лично я не был знаком ни с одним. Тем не менее, следователь заявил, что этот самый Сергей Филимонов пришел в банк с доверенностью, подписанной мною, чтобы оформить на мое имя кредит. Сам я, по словам гражданина Филимонова, находился в больнице и прийти в банк не мог.
Следователь поспешил заверить меня, что в отношении злодея заведено уголовное дело, а я уже прохожу по делу как потерпевший. Я же тем временем поставил телефон на громкую связь и включил диктофон, понимая, что разговор предстоит интересный.
Привожу его без правок, чтобы вы поняли насколько старательно и талантливо мошенники забалтывают человека, за счет которого хотят поживиться:
– Смотрите, это уже не первый зафиксированный случай. Есть уже порядка 20 потерпевших за прошедшие сутки. У нас есть подозрение, что в этом замешаны недобросовестные работники банка. Скажите, Никита, вы давно лично посещали отделение банка?
– Больше года назад.
– А какие банки на данный момент располагают вашими паспортными данными?
– Только ****банк.
– Понял, фиксирую информацию. Скажите, личные кредиты имеются?
– Нет, ничего такого.
– Не оформляли, да? Возможно, ранее возникали какие-то конфликтные ситуации из-за задолженностей с сотрудниками банка?
– Нет, никогда.
– В доверенности, кстати, был указан ваш месячный доход – 900 рублей. Это достоверная информация или он импровизировал?
– Когда как. Когда 900, когда 1 500.
– Смотрите, протокол я составил. Для дальнейшей вашей безопасности я обязан передать запрос в Национальный банк Беларуси, в службу безопасности. Оттуда мне и поступило заявление. Банковский специалист будет обязан подробнее вас проинформировать и отменить все неправомерные действия по отношению к вам. Во время диалога будет идти аудиофиксация для передачи ее в единый реестр досудебных исследований. Поэтому не прерывайте, пожалуйста, звонок. К вам автоматически будет подключен специалист банка и проинформирует вас касательно дальнейших действий.
Банковского служащего я дожидался несколько секунд. По звукам, доносившимся из трубки, было очевидно, что никто никого никуда не переключал. Один человек просто передал телефон другому, и тот сказал:
– Алло, добрый день. Благодарю за ожидание. Вас перевели на линию Национального банка Республики Беларусь. За вами закреплен специалист юридического отдела (О как, а разве не служба безопасности?). Меня зовут Геняев Дмитрий Сергеевич. Никита, вы меня хорошо слышите?
– Да, я вас хорошо слышу.
– Я бы вас хотел сразу предупредить, что меня лично не интересуют ни номер вашей карты, ни номер вашего паспорта, ни содержимое СМС-кодов, так как эта информация остается всегда строго при вас, договорились? (Именно эту информацию мошенники чаще всего выпытывают у жертв. Так что да, держите все это при себе).
– Хорошо.
– Так, вы ранее общались с представителем правоохранительных органов. Корректно ли вас проинформировали и какой объем информации вы усвоили?
– Мне следователь сказал, что какой-то непонятный мужик пришел куда-то, не совсем понял куда, и предоставил доверенность, которую я, якобы, подписал.
– Да, по отношению к вам производится неправомерное действие. Изначально завладев вашей личной информацией, мошеннические лица пытаются обогатиться за ваш счет, оформляя заявки на кредит. То есть, в режиме онлайн, понимаете? И сейчас в вашем отношении фигурирует несколько заявок. Мы их сейчас будем предотвращать и отменять. Вы сейчас исключительно в *****банке обслуживаетесь?
– Да-да.
– Я вас понял. Это означает, что в этом отделении банка сотрудники должны будут в первую очередь пройти перепроверку на наличие компрометации в продаже ваших персональных данных. Вы мобильным приложением пользуетесь?
– Да.
– Проблем со входом у вас не возникало?
– Нет, не было.
– Никаких неправомерных списаний вы не замечали?
– Не замечал.
– Хорошо, скажите, на сегодняшний день какой приблизительный остаточный баланс вы припоминаете по своей пластиковой карточке? Чтобы эта сумма с ваших слов была застрахована и возвращена вам на безопасной основе в случае неправомерного списания.
– Примерно 3 с половиной тысячи (Цифра из головы).
– Хорошо, я вас услышал. Данная сумма будет застрахована и вам возмещена, повторюсь, на абсолютно безопасной основе. Подскажите, вы самостоятельно устанавливали условную переадресацию на ваш мобильный номер телефона. Вот ваш номер с окончанием на цифры ** ** был в системе банка видоизменен на номер с окончанием 52 02. То есть СМС по типу «вы оформляете кредит», какие-то коды для операций вы не получали на устройства? И по отношению к вам действия производились также без вашего ведома? (Не дает мне ответить и продолжает говорить) Для того чтобы вы не попали в подобные ситуации в дальнейшем, получали своевременные СМС от банковских структур только на свой мобильный телефон, необходимо сейчас провести стандартные регламентные работы касательно вашего мобильного устройства. Вы сейчас находитесь, дома, либо же на работе, подскажите?
– Я нахожусь дома сейчас, у меня выходной (Коллеги с большим интересом слушают диалог, стоя рядом).
– Замечательно. Помимо вас сейчас имеется кто-нибудь поблизости? Какие-нибудь родственники?
– Вообще никого.
– Замечательно. Ведется аудио фиксация нашего разговора. Желательно, чтобы голоса третьих лиц не попадали под нашу с вами звукозапись. Также немаловажно, чтобы мы не допустили утечки информации и ни с кем касательно данного происшествия не делились. Понимаете? Это данные предварительно административного расследования (Сказал это, чтобы я не стал звонить в банк и уточнять, есть ли у меня кредиты). Сейчас поставьте разговор на громкую связь. Поставили?
– Да.
– Выходите на главный экран вашего телефона. У вас Андроид или Айос?
– Андроид… Алло, вас плохо слышно. Алло!
Я выключил телефон. Я понятия не имел, что они задумали. Коллега, уже сталкивавшийся с подобными ситуациями, сказал, что мне перезвонят. Поэтому мы на всякий случай решили выходить на главный экран не моего, а его телефона. Параллельно, прежде, чем мне снова позвонили, я вбил в Google телефонный код +856. Оказалось, это код Лаоса.
– Алло, Никита! Куда вы пропали? Что это за поведение?
– Алло? Да, что-то сорвалось.
– Что это за беспредел? Вы что-то отключились, не берете трубочки. С вами связались вам помочь, в конце концов, что за поведение?
– Ну, давайте, помогайте.
– Ну так вы ничего не делаете! Отключаться-то зачем?
– Ну давайте, говорите, что делать?
– На громкую связь поставьте, потом выходите на главный экран вашего телефона.
– Вышел.
– Среди всех приложений ищите Google Play, либо же Play Market. Треугольник разноцветный.
– Так. Нашел.
– Слева сверху у вас будет поисковая строка, поиск приложений (Все с вами ясно, мы про такое уже писали).
– Ага.
– Нажимайте туда пальцем, чтобы у вас отобразилась клавиатура.
– Ага.
– Вам необходимо будет написать «поддержка». На русском языке.
– Сейчас… Нашел.
– Нажали на лупу синенькую на клавиатуре?
– Конечно.
– Отлично. Видите красный квадрат с белым ромбом внутри?
– Ага.
– Что там написано?
– «Удаленный рабочий стол» (Вылезло приложение «Удаленный рабочий стол AnyDesk», по функционалу напоминающее TeamViewer).
– Правильно, удаленный. Потому что приложение удаляет посторонний рабочий стол с вашего личного кабинета (Вы тоже не знали, что означает это слово?). Нажимаете на изображение приложения и у вас высветится клавиша: «Установить».
– Ага. Нажал.
– Процесс загрузки отображается?
– Да. Пять процентов.
– Вам это забавным кажется, или как (Видимо, это уже стало слишком заметно)? Мне непонятна ваша реакция, уважаемый клиент (Клиент Национального банка? Или Следственного комитета?). На ваше имя оформляются кредиты, а вы прерываете сессию диалога, непонятно как себя ведете, у вас там все в порядке?
– Слушайте, тут отзывы какие-то странные. Говорят, приложением мошенники пользуются.
– Никита, вы должны понимать, что это просто отзыв, комментарий неизвестного человека, который вам не поможет выплачивать кредит. Недоброжелатели это пишут, чтобы вы не устанавливали себе защиту.
– Скажите, а как вас зовут еще раз?
– Меня зовут Дмитрий Сергеевич.
– Дмитрий Сергеевич, как там погода в Харькове, нормально?
– В каком Харькове?
– Или ты все-таки с Лаоса мне набираешь?
– До свидания, Никита.
Разумеется, после разговора я позвонил в свой банк, и никаких кредитов на мое имя они не нашли.
Поэтому будьте бдительны. Нацбанк не занимается кредитными договорами частных банков, он вообще не работает с физлицами. Не будет сотрудник Нацбанка заставлять вас скачивать какое-то стороннее приложение через Play Market. И уж тем более, не будут следователи и милиционеры звонить вам по WhatsApp.
Наверное, стоит упомянуть, что ни те, ни другие не должны спрашивать у вас данные вашей платежной карточки, реквизиты вашего счета, какие-то коды из СМС-сообщений. Но, как видим, мошенники со временем действуют осторожнее и больше не подставляются глупыми вопросами. Будьте осторожнее и вы.
Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых интернет-источников