В Нидерландах на доступном, удобном и понятном велосипеде ездят все: дети и старики, рабочие и служащие, политики и безработные. Даже члены королевской семьи выбирают велосипед.
Кстати говоря, мода на велосипед в Нидерландах появилась благодаря королеве Вильгельмине, увидевшей это транспортное средство в Австрии в 1897 году. Правда тогда ездить по улицам Гааги королеве не позволяла ее мать, считая это опасным. Лишь после смерти родительницы в середине 1930-х годов, к Вильгельмина стала ездить по улицам города, подавая пример соотечественникам.
Традицию продолжила и ее дочь – королева Юлиана, которая на велосипеде часто наведывалась к жителям городов и сёл, чтобы узнать, как живет простой народ. Даже своего избранника князя Бернхарда Липпе-Бистерфельдского, королева представила голландцам во время их совместной велопрогулки по улицам Гааги.
Монаршую традицию продолжила и королева Беатрикс. Насколько хорошо она это делала можно судить по бронзовой статуе, установленной по соседству с велодорожкой в городе Реден, где Ее Величество представлена верхом на велосипеде. Деньги на памятник голландцы собирали всей страной.
Велосипед для голландцев не только транспорт, но и символ свободолюбия и прагматизма. Велосипедисты в Нидерландах не носятся по тротуарам среди пешеходов и не мешают автомобилистам. В этой стране им отведено особое место – «fietspad», двухполосная велодорожка. Только у центрального вокзала Амстердама 10 тысяч парковочных мест для велосипедов.
Когда маленькому голландцу исполняется 12 лет, он переходит из начальной школы в среднюю, а родители покупают ему взрослый велосипед, на котором он самостоятельно ездит на учебу. В Нидерландах так делают все, в том числе и наследница престола принцесса Катарина-Амалия, которая учится в обыкновенной школе.
Мировой столицей велосипедистов жители Нидерландов называют город Гронинген. Здесь каждое утро 50 тысяч студентов, а это четверть населения города, едут в местный университет на велосипедах. А если добавить еще и местных жителей, спешащих на работу… На узких улочках города припарковать велосипед не проблема – это ведь не автомобиль. В Гронингене на светофорах сенсоры с датчиками дождя сокращают время ожидания, а велосипедисты имеют право пересекать дорогу по диагонали.
Велосипед — еще и безопасный вид транспорта. Если 50 лет тому назад на дорогах Нидерландов ежегодно погибали более 3 тысяч человек, то сегодня 600. Когда в 1971 году в ДТП с автомобилями погибло более 450 детей, по всей стране люди стали протестовать, требуя запретить въезд машинам в спальные районы.
Интересно знать:
Голландцы не изобретали велосипед, но они сделали его национальным видом транспорта, чтобы дружно, всем вместе крутить педали.
Сергей КИРИК