Откуда появилась традиция Рождественских ярмарок?
Для многих людей рождественские ярмарки, с их яркими огнями, сладкими запахами и радостными звуками, вызывают приятные напоминания о прошлом. В то время как традиция уличной торговли на Рождество насчитывает многие века, сама рождественская ярмарка, какой мы знаем ее сегодня, на удивление современное творение.
Истоки рождественских ярмарок
Исторические хроники свидетельствуют, что в 1296 году в Вене герцог Альбрехт I разрешил проводить 14-дневные ярмарки в декабре. Несмотря на время проведения этих празднеств, ярмарки не были напрямую связаны с Рождеством и, по-видимому, не носили религиозного характера.
Еще один ранний пример торговли в преддверии Рождества можно найти в немецком городе Баутцен, в Саксонии. В 1384 году король Богемии Вацлав IV дал городу право проводить свободный рынок, позволив мясникам продавать мясо до Рождества.
Немецкий город Дрезден с гордостью называет себя «старейшей рождественской ярмаркой в Германии». Впервые она там открылась в 1434 году, еще одна из старейших ярмарок состоялась в Нюрнберге не позднее 1628 года.
Рождественские ярмарки, возможно, имеют в основном немецкое происхождение, но в конечном итоге они распространились на немецкоязычные части Италии, Швейцарии и Франции. Традиция устанавливать елку в честь праздника, как сообщается, началась в Германии в ХVI веке. Первое письменное упоминание о рождественской елке появляется в документе 1527 года из немецкого города Майнц.
Переосмысление рождественских традиций
В эпоху Средневековья дарение подарков более тесно было связано не с Рождеством, а с Днем святого Николая, который в католической традиции отмечается 6 декабря. Как святой покровитель детей, Николай, как считалось, вознаграждает хорошее поведение подарками. С другой стороны Рождество знаменовало конец Адвента – периода поста и религиозных размышлений, и начала 12 дней празднования.
Идея дарить подарки 25 декабря, а не 6 декабря, приписывается немецкому священнику Мартину Лютеру, начавшему протестантскую реформацию XVI века . Подчеркивая важность прямых отношений с Богом, Лютер и его последователи отвергали религиозное искусство, особенно иконы святых, как идолопоклоннические отвлечения от религиозного поклонения. Считается, что пытаясь противостоять почитанию святых Лютер предложил перенести дарение подарков от Святого Николая.
Поскольку дарение подарков стало синонимом Рождества, некоторые члены общества возражали против все более снисходительного характера праздника. В XVII веке английские пуритане утверждали, что Рождество превратилось в повод для вечеринок и чрезмерного употребления спиртного. В постановлении, принятом британским парламентом в 1643 году, отмечалось, что христиане превратили «этот праздник, притворяющийся памятью о Христе, в крайнее забвение его, дав свободу плотским и чувственным наслаждениям».
Коммерциализация Рождества
Несмотря на эту критику рождественского сезона, рождественские ярмарки набирали обороты по всей Европе в XVII и начале XVIII веков. Как и сегодня, они были местами, где можно было купить мясо, выпечку и товары первой необходимости. Проходили они на центральной площади города, где, как правило, находился собор и ратуша, где было место встреч для граждан всех классов и сословий, от простолюдинов и ремесленников до местной знати и иностранных путешественников.
По мере роста популярности рождественских ярмарок власти осознали, что их необходимо регулировать. Например, в 1750 году в Берлине был издан указ о месте проведения рождественской ярмарки в городе и о том, как долго она может оставаться открытой (с 11 декабря по 6 января). Сам рынок вырос с примерно 50 прилавков в 1650 году до примерно 600 в 1840 году.
Рождественские ярмарки напрямую зависели от течения времени и меняющихся вкусов. Приказ полиции Франкфурта от 1869 года гласил, что рождественская ярмарка города может работать только с 5 декабря по 1 января, и продаж там не должно быть во время богослужения 25 и 26 декабря или 1 января. Продавать там можно было только «подлинные рождественские предметы», включая «детские игрушки, рождественские елки, вертепы, пряники и кондитерские изделия».
К концу XIX века рождественские ярмарки пошли на спад и возродились лишь в 1960-е. Сейчас они проводятся в десятках городах, не только в Европе, но и по всему миру.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников