test gtag

Возвращение мастера. «Метаморфозы города» напомнили о прошлом Витебска

Проект длиною более чем в три года. Такая судьба была уготована «Метаморфозам города» авторства Марины Жук – победительницы республиканского конкурса социальных проектов 2019 года.


Открытие первого арт-объекта, созданного в его рамках, стало своего рода секретом Полишинеля: готовый объект никто не прятал от прохожих, в итоге снимки на его фоне в соцсети не выложил только ленивый. Но открытие состоялось в сумерках, когда изображение на стене дома по улице Правды, 64А выглядит наиболее выгодно. Оно выполнено специальными красками, которые днем накапливают свет, а потом отдают его в темноте.

Идея расписать дома города, по словам Марины Жук, принадлежит не ей, а Казимиру Малевичу и его единомышленникам. Ей же удалось просто собрать команду, художественным руководителем которой стал витебский художник и дизайнер Александр Вышка.

Этим замечанием автор «Метаморфоз города» отсылает к 1920-му году. Тогда обычные дома Витебска (скорее всего, находившиеся за Двиной) члены авангардного творческого объединения Утвердители нового искусства (УНОВИС), которое создал Казимир Малевич, разукрасили белой краской. А по верху нарисовали цветные супрематические фигуры.

Побывавший в Витебске в то время режиссер, художник и сценарист Сергей Эйзенштейн писал:

«Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича».

Традиция украшать город к праздникам в Витебске существовала давно, но концепция УНОВИС оказалась очень оригинальна.

– Самое интересное, что жителям это понравилось, – рассказывает Марина Жук. – Прошло 100 лет. Что мы можем повторить за ними? Хотя бы чуть-чуть пройти по краю гениальности этих людей, и украсить наш город, изменив его облик.

И такая идея появилась в 2019 году, первую ее концепцию разработали студенты Витебского государственного технологического университета. Перед ними, по разрешению доцента кафедры дизайна и моды Натальи Тарабуко, выступила Марина, предложив стать частью ее команды. Потом был хакатон ( так называют событие, на котором программисты, дизайнеры и менеджеры сообща решают какую-то проблему), где жюри поддержало идею. Чтобы участвовать в конкурсе дальше, нужно было пройти через народное голосование.

– Из 321 проекта, представленных на конкурс, «Метаморфозы города» вошли в ТОП-20, – вспоминает Марина Жук. – Уже в финале нам говорили: вам никогда не разрешат сделать это. Но они недооценили энергетику нашего города и наших людей. Ведь в тот момент все необходимые согласования – отделов архитектуры, культуры, идеологии и по делам молодежи – уже были получены. Витебский горисполком разрешил делать этот проект. И на конкурс мы ехали с полным пакетом документов.

Реализация не предполагала бюджетных средств, первым спонсором проекта стала компания А1, ничто не предвещало задержек. Однако в феврале 2020 года началась пандемия и «Метаморфозы города» пришлось отложить.

В 2021 году удалось сделать арт-объект на тему картины Малевича «Красный квадрат и черный квадрат», концепцию которого разработал Александр Вышка. А в 2022-м снова пришлось преодолевать сложности.

– Мы опять все распланировали, но начать удалось только в ноябре. А 16 ноября выпал снег, – рассказывает автор проекта. – Мы хотели успеть закончить к 14 февраля, ко дню, считающемуся днем рождения УНОВИС. Потом к 23 февраля, ко дню рождения Малевича. Сроки сдвинулись, но все равно мы сделали это в феврале. «Февраль. Достать чернил и плакать!» – это не для Витебска, в нашем городе февраль — это супрематический месяц. Это время творить, создавать новое, это другое настроение. И этот тренд мы можем задавать всему миру.

«Метаморфозы города» появились в некотором отдалении от центра Витебска, в той части улицы Правды, которая является спальным районом. В одном из интервью Александр Вышка заметил, что, создавая подобные объекты, он хотел бы ориентироваться в первую очередь не на туристов, а на молодежь. Потому росписи должны появляться там, где много детских садов и школ, где растут новые носители идеи современного искусства. А место первого арт-объекта к тому же находится рядом с просторным перекрестком, где в том числе ходят трамваи, расписанные в супрематическом стиле.

И тем не менее, размещение арт-объектов по улице Правды имеет логичное объяснение. Часть этой улицы, где в 1920-х годах размещалось Витебское народное художественное училище, а теперь в этом здании находится музей истории ВНХУ, теперь носит имя Марка Шагала.

Так называемую стену Малевича (на перекрестке улицы Шагала и Ленина) еще в 1992 году расписали по его эскизу «Смерть обоям» члены витебского творческого объединения «Квадрат». На других зданиях можно увидеть композиции Supremus 58 «Желтое и черное», Supremus 55 «Капля», «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан»… Рядом с ними, во двориках, где до сих пор не утеряна шагаловская атмосфера, на стены нанесены строки, написанные Марком Шагалом…

Марина Жук спросила у присутствующих, готовы ли жители Витебска поддержать продолжение проекта. Ведь его финансирование из бюджета не предусмотрено. Горожане дружно ответили «да».

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора