Наверх

Возвращение мастера. «Метаморфозы города» напомнили о прошлом Витебска

01 марта 2023

Проект длиною более чем в три года. Такая судьба была уготована «Метаморфозам города» авторства Марины Жук – победительницы республиканского конкурса социальных проектов 2019 года.

Открытие первого арт-объекта, созданного в его рамках, стало своего рода секретом Полишинеля: готовый объект никто не прятал от прохожих, в итоге снимки на его фоне в соцсети не выложил только ленивый. Но открытие состоялось в сумерках, когда изображение на стене дома по улице Правды, 64А выглядит наиболее выгодно. Оно выполнено специальными красками, которые днем накапливают свет, а потом отдают его в темноте.

Идея расписать дома города, по словам Марины Жук, принадлежит не ей, а Казимиру Малевичу и его единомышленникам. Ей же удалось просто собрать команду, художественным руководителем которой стал витебский художник и дизайнер Александр Вышка.

Этим замечанием автор «Метаморфоз города» отсылает к 1920-му году. Тогда обычные дома Витебска (скорее всего, находившиеся за Двиной) члены авангардного творческого объединения Утвердители нового искусства (УНОВИС), которое создал Казимир Малевич, разукрасили белой краской. А по верху нарисовали цветные супрематические фигуры.

Побывавший в Витебске в то время режиссер, художник и сценарист Сергей Эйзенштейн писал:

«Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники. Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича».

Традиция украшать город к праздникам в Витебске существовала давно, но концепция УНОВИС оказалась очень оригинальна.

– Самое интересное, что жителям это понравилось, – рассказывает Марина Жук. – Прошло 100 лет. Что мы можем повторить за ними? Хотя бы чуть-чуть пройти по краю гениальности этих людей, и украсить наш город, изменив его облик.

И такая идея появилась в 2019 году, первую ее концепцию разработали студенты Витебского государственного технологического университета. Перед ними, по разрешению доцента кафедры дизайна и моды Натальи Тарабуко, выступила Марина, предложив стать частью ее команды. Потом был хакатон ( так называют событие, на котором программисты, дизайнеры и менеджеры сообща решают какую-то проблему), где жюри поддержало идею. Чтобы участвовать в конкурсе дальше, нужно было пройти через народное голосование.

– Из 321 проекта, представленных на конкурс, «Метаморфозы города» вошли в ТОП-20, – вспоминает Марина Жук. – Уже в финале нам говорили: вам никогда не разрешат сделать это. Но они недооценили энергетику нашего города и наших людей. Ведь в тот момент все необходимые согласования – отделов архитектуры, культуры, идеологии и по делам молодежи – уже были получены. Витебский горисполком разрешил делать этот проект. И на конкурс мы ехали с полным пакетом документов.

Реализация не предполагала бюджетных средств, первым спонсором проекта стала компания А1, ничто не предвещало задержек. Однако в феврале 2020 года началась пандемия и «Метаморфозы города» пришлось отложить.

В 2021 году удалось сделать арт-объект на тему картины Малевича «Красный квадрат и черный квадрат», концепцию которого разработал Александр Вышка. А в 2022-м снова пришлось преодолевать сложности.

– Мы опять все распланировали, но начать удалось только в ноябре. А 16 ноября выпал снег, – рассказывает автор проекта. – Мы хотели успеть закончить к 14 февраля, ко дню, считающемуся днем рождения УНОВИС. Потом к 23 февраля, ко дню рождения Малевича. Сроки сдвинулись, но все равно мы сделали это в феврале. «Февраль. Достать чернил и плакать!» – это не для Витебска, в нашем городе февраль — это супрематический месяц. Это время творить, создавать новое, это другое настроение. И этот тренд мы можем задавать всему миру.

«Метаморфозы города» появились в некотором отдалении от центра Витебска, в той части улицы Правды, которая является спальным районом. В одном из интервью Александр Вышка заметил, что, создавая подобные объекты, он хотел бы ориентироваться в первую очередь не на туристов, а на молодежь. Потому росписи должны появляться там, где много детских садов и школ, где растут новые носители идеи современного искусства. А место первого арт-объекта к тому же находится рядом с просторным перекрестком, где в том числе ходят трамваи, расписанные в супрематическом стиле.

И тем не менее, размещение арт-объектов по улице Правды имеет логичное объяснение. Часть этой улицы, где в 1920-х годах размещалось Витебское народное художественное училище, а теперь в этом здании находится музей истории ВНХУ, теперь носит имя Марка Шагала.

Так называемую стену Малевича (на перекрестке улицы Шагала и Ленина) еще в 1992 году расписали по его эскизу «Смерть обоям» члены витебского творческого объединения «Квадрат». На других зданиях можно увидеть композиции Supremus 58 «Желтое и черное», Supremus 55 «Капля», «Супрематическая живопись. Летящий аэроплан»… Рядом с ними, во двориках, где до сих пор не утеряна шагаловская атмосфера, на стены нанесены строки, написанные Марком Шагалом…

Марина Жук спросила у присутствующих, готовы ли жители Витебска поддержать продолжение проекта. Ведь его финансирование из бюджета не предусмотрено. Горожане дружно ответили «да».

Виктория ДАШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости