Бобруйск засверкал новыми гранями: местный геолог отдал свои сокровища родному городу
Сокровища, которые проблематично оценить в денежном эквиваленте, почетный гражданин города отдал людям. Бобруйск засверкал новыми гранями: здесь появился второй в республике музей, который по красоте и экспонатам не уступает столичному.
Виталий Соколов – живая легенда Могилевщины. Переехав сюда в 1972 году, он создал туристический клуб «Меридиан» – один из сильнейших в СССР. Более 800 походов различной категории сложности совершили бобруйчане со своим инструктором. Известность Соколова шагала далеко впереди него, число участников «Меридиана» стремительно увеличивалось: Виталию Николаевичу удалось подготовить к экспедициям более 7 тысяч человек!
Карта Советского Союза практически полностью покорилась путешественникам. Они побывали в Хибинах, Карпатах, на Кавказе, исходили вдоль и поперек Урал, Памиро-Алай, Западный и Центральный Тянь-Шань, Чукотку, Якутию, наслаждались красотами Сахалина и Камчатки. В Алтайском крае впечатлялись безумно контрастными по высоте переходами и ароматными кедровыми лесами, а серпантиновый спуск с вершины Говерлы в Карпатах могли сравнить с полетом птицы. Отовсюду Соколов и его группы привозили в рюкзаках трофеи. Вскоре минералов собралось на солидный музей.
Правда, одна точка, где не ступала нога главного бобруйского альпиниста, все же оставалась – Ольское плато. Из Якутска до этого геологического памятника 3 часа лёту. Не удалось туда попасть – не нашлось денег на вертолет. Зато добрался Соколов до таких горных пород, которых нет ни у самых знаменитых коллекционеров, ни в некоторых музеях мировой величины.
Долгое время привезенные им подземные богатства пылились в запасниках, в ящиках, потому как достойного помещения для их демонстрации не находилось. Три с половиной года назад коллекция Виталия Николаевича «Живопись земли» «прописалась» в новом зале городского художественного музея. Оценив происхождение и характеристику представленных самоцветов, сравнив оттенок кристаллов при разном освещении, познакомившись с редкими и трудно добываемыми полудрагоценными камнями, эксперты признали эту постоянную экспозицию второй по величине в Беларуси после музея землеведения географического факультета БГУ. Только в университете экскурсии проводят в целях обучения, а в Бобруйске при всем многообразии экспонатов все же показана эстетика.
Одна только хрустальная друза – произведение искусства! Это образование особенно ценится геологами. Представьте: каменная полость сплошь набита кристаллами. Друзу Соколов привез из Башкирии. Коллекционеры сулили за нее приличные деньги, но Виталий Николаевич отказал – красота должна быть общим достоянием.
На самом деле народ искренне недоумевает, слыша о подобном альтруизме. За полное собрание минералов с Соколовым торговались Москва и Серпухов, но сделка не состоялась – более 1500 редких экземпляров остались в подарок родному городу!
Нынче Соколов богат лишь эмоциями и впечатлениями от поездок. Обрабатывает свои трофеи на специальных станках, изготавливает из них сувениры, часы, подсвечники. Говорит, камни живые, но их душу способны разглядеть лишь самые чувствительные ценители прекрасного.
Любопытно, что внешне яркие, экстравагантные минералы могут быть достаточно распространенными, а вот редкие – чаще сдержанных оттенков, порой их трудно отличить от простых булыжников.
Например, ковдорскит. Железный рудник находится в Мурманской области, недалеко от финской границы. Там и проклюнулась жилка минерала – единственное месторождение на нашей планете. Прежде чем она снова исчезла, Соколов добыл образец размером с ладонь. На вид обычный кусок льдинки, но стоимости на тот момент – баснословной.
По музейным образцам легко изучать географию. Так, Крым славится разноцветными мраморами. Самые невероятные по форме и цвету агаты находятся на Чукотке. В Якутии можно найти образцы палеонтологии – отпечатки на камнях морских моллюсков. А вот дендридные образования, напоминающие ветви деревьев, находят почти везде, даже в Беларуси. Некоторые экземпляры матушка-природа раскрасила словно павлопосадские платки – невероятные каменные картины! А вот лучшие малахиты «обитают» только на Урале, будто сама хозяйка Медной горы щедро поделилась своим сокровищем.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора