Игра в куклы: как нетривиальное творчество помогает вернуться в детство
Отработав смену в раскройном цехе Бобруйской швейной фабрики «Славянка», дома, в своей мастерской, она продолжает играть в куклы. С детством Наташа так и не рассталась – принимаясь за изготовление очередной эксклюзивной вещицы, ей каждый раз удается вернуться в самое прекрасное и беззаботное время.
В элите кукольного мира
Раскрыть в себе талант помог случай. Как-то на фабрике проходил конкурс на лучшее оформление цеха. Коллеги попросили Ковалеву «что-нибудь придумать», но одного лишь участия девушке оказалось недостаточно – хотелось удивить. Ее причудливые куклы из капроновых колготок вызвали всеобщий восторг.
Одухотворенная успехом, Наталья сооружает домашнюю мастерскую и целый год творит в текстильно-скульптурной технике. Как только на стеллаже не оказывается свободного места для очередного сувенира, мастер всерьез берется за пошив плюшевых Тедди. До ночи сидит в интернете и досконально изучает теорию ремесла. Сделав несколько сотен самобытных мишек, Ковалева принимается за более сложное занятие – будуарных кукол. Шлифуя мастерство, автор научилась лепить изящные лица из полимерной глины ладолл и хрупкие руки – из запекаемого пластика ливингдолла. Об одежде для игрушек и говорить не приходится. Пригодилось соответствующее образование – технолог швейного производства, к тому же природа не обделила Наташу хорошим вкусом – наряды сплошь оригинальные, по последнему писку моды.
Сегодня Ковалева прочно входит в число лучших кукольников Могилевщины. Да и за пределами страны бобруйчанку привечают за нетривиальное творчество. Коллекцию личного игрушечного музея с завидной периодичностью пополняют дипломы с международных выставок и мастер-классов от признанных авторов – элиты кукольного мира.
Мечта коллекционера
Работы Ковалевой выставлялись в Измайловском кремле, побывали на показах в Москве, Санкт-Петербурге, Таллине, Хельсинки, Амстердаме и, само собой, в латвийском Прейли – фестивальной столице кукольного мира.
– Познакомилась с невероятными людьми! – говорит собеседница. – Например, в Беларуси всего два автора, которые занимаются шарнирной куклой. Процесс ее изготовления трудоемкий и длительный, может уйти 3–4 месяца.
Сначала собранную куклу разрезают на мелкие части. После их отливают в гипсе и шлифуют, внутри все механизмы крепятся на резинках. Представьте, только одна рука состоит из 23 деталей! Цена «шарнирок» достигает нескольких тысяч долларов.
Наталья пока делает менее дорогостоящие вещи. Так, ее мультяшные кролики – герои известных сказок – с успехом расходятся по частным коллекциям.
Своя история «рождения»
Наталья постоянно совершенствует свои умения – остановиться в развитии, когда в мире столько всего интересного, невозможно. Вот и сейчас с очередной выставки привезла новинку – японскую куклу Блайз.
– У нее есть отличительная особенность – слишком большая голова по отношению к телу, – рассказывает мастер. – Внутри головы – глазной механизм. Он и является самым интересным элементом. Я ведь еще кастомайзингом занимаюсь, то есть декорирую готовые вещи. Блайз продается как полуфабрикат, из которого делают нечто эксклюзивное – свою индивидуальную куклу. Переделав глазной механизм, можно менять цвет глаз и направление взгляда куклы. Дергай за веревочки – и она преображается, становится абсолютно другой.
Есть у Натальи и авторский заяц – ее визитная карточка. Это милейшее создание способно поднять настроение даже взрослому, не говоря о ребенке.
– Кукла всегда найдет своего хозяина, – улыбается Ковалева. – Бывает, что коллекционер приезжает за одной игрушкой, а посмотрит остальные – и выбирает ту, которая совпала по энергетике, запала в сердце. Вот так, начиная с детства, и происходят наши судьбоносные встречи с любимыми игрушками.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора