Наверх

Как мы покупаем «ушами»: кто подбирает музыку, которую мы слышим в кафе и магазинах?

08 ноября 2017

Вы когда-нибудь задумывались о том, какая музыка играет в магазине, в который вы зашли по пути с работы домой? А может, вам случалось перекрикивать музыку в кафе? Значит, вы уже осознаете значение аудиомаркетинга. О том, каким требованиям должна отвечать фоновая музыка, как она зависит от времени суток и целевой аудитории, корреспонденту 1prof.by рассказала трейд-маркетолог компании «Медиа Меридиан» Жанна ВИШНЯКОВА.

Музыка в лифте помогала преодолеть страх подъема

Впервые концепцию фоновой музыки озвучил французский композитор Эрик Сати в 1916 году. По его задумке, такая музыка должна быть бессодержательной и состоять из почти бесконечных повторов простой музыкальной фразы.

В 1934 году бывший американский военный и успешный предприниматель Джордж Оуэн Сквайр основал компанию Muzak Holdings и предложил включать через репродукторы музыку в пассажирских лифтах. Эта маленькая хитрость помогла пугливым американцам времен Великой депрессии пережить ужас долгого подъема в первых небоскребах.

Уже скоро феномен фоновой музыки всерьез заинтересовал психологов. В 1937 году британцы Стэнли Уайт и Джей Лэнгдон доказали, что рабочие фабрик усерднее всего трудятся именно под воздействием ненавязчивой и однообразной музыки, которая включается блоками по 15 минут. Спустя некоторое время было замечено, что благодаря «функциональной» музыке на 88% уменьшается количество прогулов и на 53% – число ранних уходов с работы.

Компания Muzak Ltd существует по сей день и является одним из авторитетных мировых поставщиков фоновой музыки, которая активно используется в продаже услуг: в магазинах, кафе и развлекательных центрах.

Подбор плейлиста: чьих рук дело?

По словам Жанны Вишняковой, если речь идет о предприятии среднего размера, то, вероятнее всего, подбором музыки занимается специалист по маркетингу в дополнение к своим основным должностным обязанностям. Если такого отдела нет, то составлением плейлиста не занимается никто.

«Что касается компаний покрупнее, которые предъявляют достаточно высокие требования к маркетинговым составляющим торговли и услуг, то сервис воспроизведения фоновой музыки, как правило, приобретается у специализированных компаний», – добавила трейд-маркетолог.

Каждому заведению своя музыка

По словам специалиста, все зависит от целевой аудитории, для которой она будет звучать. Утром торговые центры и магазины чаще других посещают мамы с детьми и люди пенсионного возраста. Значит, и музыка для них должна быть подходящей – рок или дабстеп неуместны.

В часы пик, когда покупатели торопятся, а посетители кафе просят обслужить их побыстрее, обычно используется ритмичная танцевальная музыка. Она помогает задать темп работы персонала, что, в свою очередь, сокращает время ожидания заказа.

«Если мы говорим о кафе и ресторанах, то в молодежном фаст-фуде странно будет слышать песни в исполнении Федора Шаляпина, а в изысканном ресторане – рэп Oxxxymirona, – отмечает Жанна Вишнякова. – Дополнительный инструмент для попадания во вкусы целевой аудитории – проведение анкетирования с учетом времени суток и дня заполнения анкеты. Результат сопоставления этих данных с количеством чеков и средним чеком поможет собственникам магазина или кафе при составлении расписания стилей и темпов фоновой музыки».

При подборе композиций для плейлиста следует учитывать не только пожелания целевой аудитории, но и тематику бренда. К примеру, для детского игрового центра подойдет музыка детской тематики.

«И, конечно, в первую очередь собственники бизнеса должны уделять внимание торговым процессам. Только после их отладки можно наводить маркетинговый лоск в виде фоновой музыки. Иными словами, никакая фоновая музыка не спасет продажи, если в зале ресторана капает с потолка, а в магазине не работают холодильники для молока», – подчеркнула собеседница.

Человек покупает не только товар, но и эмоции

Фоновая музыка в сочетании с другими инструментами трейд-маркетинга способна дополнять атмосферу помещения и создавать настроение. Ведь одна из главных тенденций нашего времени в том, что человек покупает не только товар или услугу, но и впечатления, эмоции.

«Согласитесь, что Новый год – это подарки, ёлка, запах мандаринов, новогодние украшения и обязательно праздничная музыка для отличного настроения», – отметила Жанна Вишнякова.

К слову, до 70% покупателей считают, что музыка в магазинах создает комфортную атмосферу и располагает к повторному посещению.

Кроме того, в торговых объектах, где используется фоновая музыка, появляется возможность рассказать покупателям о скидках, акциях и выгодных предложениях, поздравить покупателей с праздником или помочь с выбором товаров и услуг.

Фоновая музыка и авторское право

По словам собеседницы, использование в разных сферах бизнеса любой музыки в качестве фоновой без лицензии является нарушением Закона «Об авторском праве».

У прямых правообладателей музыкальных композиций нет возможности изо дня в день проверять каждый ресторан или торговый центр во всех странах мира, поэтому их интересы в каждой стране представляет организация по коллективному управлению правами авторов. В Беларуси это Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС).

Выходит, что, сознательно отказываясь от приобретения лицензии на фоновую музыку, владельцы бизнеса обходят закон. НЦИС, в свою очередь, регулярно проводит проверки и штрафует нарушителей.

К слову, если в качестве фоновой музыки используется радио, руководство магазина или ресторана должно заключить с Национальным центром интеллектуальной собственности договор на ежемесячную выплату авторских вознаграждений. Отсутствие договора грозит штрафом. В первый раз придется заплатить до 500 базовых величин, при фиксации повторных нарушений размер штрафа увеличивается.

«Сумма ежемесячной выплаты авторских вознаграждений определяется типом деятельности на объекте, где будет звучать музыка, и размером площади помещения, куда организован доступ клиентов», – добавила Жанна Вишнякова.

Жанна Вишнякова подчеркнула, что в последнее время все больше собственников и директоров приходят к пониманию того, что заниматься вопросами фоновой музыки самостоятельно довольно непросто: на это уходит много времени и сил. К тому же они осознают, насколько важно поддерживать атмосферность заведения (особенно перед новогодними праздниками), поэтому предпочитают обращаться за лицензионной подборкой фоновой музыки к профессионалам.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
27 ноября 2024 26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024
Все новости