Минобразования: «Важно не столько учить новому, сколько научить создавать новое»
Уровень жизни белорусов и развитие страны во многом зависят от нашего образования и умения применять свои знания на практике, уверен первый заместитель министра образования Республики Беларусь Вадим Богуш. На конференции, посвященной инновационным технологиям в сфере просвещения, он обозначил важные составляющие, которые необходимы для динамичного развития системы, очертил имеющиеся проблемы, выделил достижения и поделился планами на будущее.
У образования должна быть технология
«Сегодня в системе образования происходят значительные изменения, которые ориентированы на интеграцию в мировое информационно-образовательное пространство. Чтобы не отстать в быстром темпе происходящих изменений и обеспечить качественную, соответствующую времени подготовку, необходимо создать такие условия, которые позволят своевременно перестраиваться, оперативно внедрять новые информационные технологии, современные методы и организационные формы обучения, делать этот процесс удобным и доступным», – сказал первый замминистра образования.
Он выделил 3 составляющие успешной работы в этом направлении и отметил, что ускорить процесс развития может только комплексный подход к делу.
«У нас уже выстроена неплохая технология образования. Белорусские вузы активно внедряют систему электронной библиотеки, а в обучении используют сетевые онлайн-лекции и консультации, вебинары, виртуальные лаборатории, коллективную работу над проектами в сетевых сообществах, онлайн-обучение и многое другое», – отметил Вадим Богуш.
По его словам, все это делает наше образование не только более доступным, но и конкурентоспособным: так, в нынешнем учебном году к нам за знаниями приехало более 20 тысяч человек из 107 государств мира – это в два раза больше, чем 5 лет назад.
«Разговоры о том, что дипломы белорусских вузов в западных странах не котируются, – не совсем обоснованы. Наша система высшего образования признана на всем европейском пространстве (в мае 2015 года Беларусь стала участником Болонского процесса. – Прим. авт.), белорусские образовательные учреждения тесно сотрудничают с международными организациями (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования), принимают участие во многих европейских проектах. Кроме того, в рамках развития сотрудничества с международными организациями в Минске открыты информационный пункт Совета Европы и офис программы Tempus», – рассказал Вадим Богуш.
Центром содержания образования являются педагоги
В этом году минские школьники впервые принимают участие в масштабном мировом исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. – Прим. авт.), которое призвано выявить уровень их знаний, а также умение применять их на практике. По мнению многих экспертов, результаты тестирования могут стать шоком для всей страны. Вместе с тем они сходятся во мнении, что подобный опыт – хорошая возможность взглянуть на систему образования со стороны, определить, что требует изменений.
«На сегодняшний день основным органом, который осуществляет контроль образования, был и остается Департамент контроля качества, находящийся в ведении Министерства образования. На наш взгляд, такое самообследование не может быть объективным. Без оценки на соответствие международным стандартам все разговоры о качестве и об успехах белорусской системы образования всего лишь голословные утверждения, – считает член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев. – Пока мы не поймем, где находимся, не понятно, что надо делать. В таких условиях трудно выстраивать систему модернизации образования».
Эксперт привел пример России и Германии, которые присоединились к системе международной оценки качества знаний в начале 2000-х и были ошарашены результатами: среднее образование в этих странах оказалось неконкурентоспособным.
«Их низкие показатели в первую очередь указали на значительные проблемы в использовании такого инструмента, как способность читать. Умение понимать прочитанное – крайне необходимый навык для приобретения знаний в любых профессиональных областях», – уверен Владимир Дунаев.
На его взгляд, без помощи профессиональных педагогов и индивидуального подхода к детям здесь точно не обойтись.
Такого же мнения придерживается и замминистра образования Вадим Богуш: во время конференции он не раз повторял, что многое зависит от заинтересованности и инициативы учителей и преподавателей.
«Важно не только учить новому, но и научить создавать новое, – отметил Богуш. – А новейшие информационные технологии должны быть всего лишь инструментом в руках учителя, который поможет развить такие важные для современного человека качества, как критическое мышление, коммуникативность, умение работать в команде и творческий подход к делу».
Виктория ЯКИМОВА