Паритетное право
Как сегодня работает Белорусский профсоюз работников государственных и других учреждений, претерпевший в декабре прошлого года реорганизацию?
Этот вопрос стал одним из главных на очередном заседании Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси.
В конце 2016 года к упомянутому профсоюзу присоединились профсоюзы работников органов государственной безопасности; налоговых и других финансовых органов; Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате были созданы объединенные отраслевые профсоюзные организации с единой структурой и системой управления. По словам председателя Республиканского комитета профсоюза работников государственных и других учреждений Сергея Холяво, сегодня процесс реорганизации практически завершен: в структуру профсоюза госучреждений входят 2324 первички (более 171 тыс. человек). Охват профсоюзным членством среди работающих составляет 90,5%.
За 2015 год профсоюз вырос на 91 первичку, за прошлый – еще на 100. Вместе с тем порядка 40% первичных профорганизаций, входящих в его состав, являются малочисленными – от 3 до 20 человек. Это сельские Советы, управления внутренних дел районов, суды, райотделы статистики и другие.
– С одной стороны, в таких организациях сложнее проводить полноценную работу из-за нехватки ресурсов как людских, так и финансовых, – отметил во время выступления Сергей Холяво. – С другой – в маленьком коллективе все работники как на ладони. Значит, председателю первички проще контролировать соблюдение трудового законодательства и защищать интересы трудящихся.
Еще одна отличительная особенность отраслевого профсоюза заключается в том, что практически все председатели первичных профорганизаций неосвобожденные. Кроме того, профсоюз госучреждений многопрофильный. Сегодня здесь заключено 9 отраслевых тарифных соглашений (причем в них внесены нормы пункта 51 Генерального соглашения, приемлемые для каждого министерства и ведомства) и ведется работа по заключению еще четырех.
Коллективные договоры действуют в 80% организаций. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что закрепленные в отраслевых тарифных соглашениях нормы максимально распространяются на членов профсоюза.
– В то же время большинство организаций являются бюджетными или приравнены к ним, поэтому есть определенные сложности, – сказал председатель отраслевого профсоюза. – К примеру, нормы, предусматривающие дополнительные финансовые средства, в колдоговоры бюджетных организаций зачастую не вносятся. Но я считаю, что главное в этой ситуации – работа с нанимателем: нужно рассказывать, показывать, и многим председателям первичек это удается. Мы всегда стараемся договориться, чтобы колдоговор не стал профанацией.
Сергей Холяво также подчеркнул, что многие члены профсоюза имеют статус госслужащего, а данный факт не позволяет включать в тарифные соглашения достаточное количество норм в соответствии с Генеральным соглашением. Это касается продления и заключения контрактов, предоставления трудовых отпусков, первоочередного оставления на работе при сокращении и других важных вопросов.
Во время заседания была также затронута тема оптимизации структуры и штатной численности работников госучреждений.
– Мы должны помогать высвободившимся работникам трудоустроиться или переобучиться другой профессии, – подчеркнул председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда. – Безусловно, тем, кто много лет отдал госслужбе, сложнее найти другое рабочее место. В этой ситуации необходимо объединять усилия соцпартнеров – профсоюза, нанимателей и министерств, а значит, в организациях в обязательном порядке должны быть качественные колдоговоры, которые и при увольнении смогут обезопасить и поддержать работника. Правовым инспекторам нужно это контролировать. Необходимо усилить их работу.
По словам заместителя председателя ФПБ Александра Микши, в ходе мониторинга исполнительской дисциплины в структурах, входящих в профсоюз государственных и других учреждений, выявлены определенные недочеты. В частности, анализ показал, что нормы Генерального соглашения включаются в колдоговоры в недостаточном количестве. Например, в «местных конституциях» отсутствуют положения, предусматривающие право нанимателя заключать с работником, проработавшим не менее 5 лет, по окончании срока действия его контракта трудовой договор на неопределенный срок. Не внесены также нормы о выплате выходного пособия в размере не менее одного среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным п.п.2 и 6 ст.42 Трудового кодекса.
В то же время члены Президиума Совета ФПБ отметили эффективную работу Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений по выполнению Комплекса мер по реализации в системе ФПБ основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси; проведению мероприятий, связанных с реорганизацией отраслевого профсоюза; заключению тарифных соглашений; созданию новых первичек и организации конкурсов профмастерства. Президиум постановил выработать единые подходы к планированию работы оргструктур отраслевого профсоюза, принять меры по повышению уровня охвата профчленством, проконтролировать выполнение колдоговоров и включение в них норм пункта 51 Генерального соглашения, заключенного на 2016–2018 годы.
Вероника СОЛОВЕЙ