Наверх

Паритетное право

05 мая 2017

Как сегодня работает Белорусский профсоюз работников государственных и других учреждений, претерпевший в декабре прошлого года реорганизацию?

Этот вопрос стал одним из главных на очередном заседании Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси.

В конце 2016 года к упомянутому профсоюзу присоединились профсоюзы работников органов государственной безопасности; налоговых и других финансовых органов; Вооруженных Сил, органов пограничной службы, Министерства по чрезвычайным ситуациям. В результате были созданы объединенные отраслевые профсоюзные организации с единой структурой и системой управления. По словам председателя Республиканского комитета профсоюза работников государственных и других учреждений Сергея Холяво, сегодня процесс реорганизации практически завершен: в структуру профсоюза госучреждений входят 2324 первички (более 171 тыс. человек). Охват профсоюзным членством среди работающих составляет 90,5%.

За 2015 год профсоюз вырос на 91 первичку, за прошлый – еще на 100. Вместе с тем порядка 40% первичных профорганизаций, входящих в его состав, являются малочисленными – от 3 до 20 человек. Это сельские Советы, управления внутренних дел районов, суды, райотделы статистики и другие.

– С одной стороны, в таких организациях сложнее проводить полноценную работу из-за нехватки ресурсов как людских, так и финансовых, – отметил во время выступления Сергей Холяво. – С другой – в маленьком коллективе все работники как на ладони. Значит, председателю первички проще контролировать соблюдение трудового законодательства и защищать интересы трудящихся.

Еще одна отличительная особенность отраслевого профсоюза заключается в том, что практически все председатели первичных профорганизаций неосвобожденные. Кроме того, профсоюз гос­учреждений многопрофильный. Сегодня здесь заключено 9 отраслевых тарифных соглашений (причем в них внесены нормы пункта 51 Генерального соглашения, приемлемые для каждого министерства и ведомства) и ведется работа по за­ключению еще четырех.

Коллективные договоры действуют в 80% организаций. Этот достаточно высокий показатель свидетельствует о том, что закрепленные в отраслевых тарифных соглашениях нормы максимально распространяются на членов профсоюза.

– В то же время большинство организаций являются бюджетными или приравнены к ним, поэтому есть определенные сложности, – сказал председатель отраслевого профсоюза. – К примеру, нормы, предусматривающие дополнительные финансовые средства, в колдоговоры бюджетных организаций зачастую не вносятся. Но я считаю, что главное в этой ситуации – работа с нанимателем: нужно рассказывать, показывать, и многим председателям первичек это удается. Мы всегда стараемся договориться, чтобы колдоговор не стал профанацией.

Сергей Холяво также подчеркнул, что многие члены профсоюза имеют статус госслужащего, а данный факт не позволяет включать в тарифные соглашения достаточное количество норм в соответствии с Генеральным соглашением. Это касается продления и заключения контрактов, предоставления трудовых отпусков, первоочередного оставления на работе при сокращении и других важных вопросов.

Во время заседания была также затронута тема оптимизации структуры и штатной численности работников госучреждений.

– Мы должны помогать высвободившимся работникам трудоустроиться или переобучиться другой профессии, – подчеркнул председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда. – Безусловно, тем, кто много лет отдал госслужбе, сложнее найти другое рабочее место. В этой ситуации необходимо объединять усилия соцпартнеров – профсоюза, нанимателей и министерств, а значит, в организациях в обязательном порядке должны быть качественные колдоговоры, которые и при увольнении смогут обезопасить и поддержать работника. Правовым инспекторам нужно это контролировать. Необходимо усилить их работу.

По словам заместителя председателя ФПБ Александра Микши, в ходе мониторинга исполнительской дисциплины в структурах, входящих в профсоюз государственных и других учреждений, выявлены определенные недочеты. В частности, анализ показал, что нормы Генерального соглашения включаются в колдоговоры в недостаточном количестве. Например, в «местных конституциях» отсутствуют положения, предусматривающие право нанимателя заключать с работником, проработавшим не менее 5 лет, по окончании срока действия его контракта трудовой договор на неопределенный срок. Не внесены также нормы о выплате выходного пособия в размере не менее одного среднемесячного заработка лицам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, при прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным п.п.2 и 6 ст.42 Трудового кодекса.

В то же время члены Президиума Совета ФПБ отметили эффективную работу Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений по выполнению Комплекса мер по реализации в системе ФПБ основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси; проведению мероприятий, связанных с реорганизацией отраслевого профсоюза; заключению тарифных соглашений; созданию новых первичек и организации конкурсов профмастерства. Президиум постановил выработать единые подходы к планированию работы оргструктур отраслевого профсоюза, принять меры по повышению уровня охвата профчленством, проконтролировать выполнение колдоговоров и включение в них норм пункта 51 Генерального соглашения, за­ключенного на 2016–2018 годы.

Вероника СОЛОВЕЙ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024
Все новости