test gtag

Пройдет ли город будущего «тест на бабушку», или Что несет массовая урбанизация

О том, что они собой представляют, мы поговорили со старшим консультантом по умным городским решениям инвестиционной компании «Zaz Ventures» Владимиром БАТАЕВЫМ.

– Какое определение можно дать «умному городу»?

– Я бы сказал, что это новая урбанистическая модель, где повсеместно применяются передовые технологии, делающие нашу жизнь проще и лучше. Интерес к таким городам связан с развитием трех трендов массовой урбанизации, распространением устройств, подключенных к интернету, и увеличением скоростей и площади беспроводного покрытия. В основе «смарт-сити» лежит предположение, что благодаря технологиям мы сможем решить многие вопросы современного городского планирования, оптимизировать использование имеющихся ресурсов, сделать города более комфортными для жизни. Такая концепция подразумевает и тесное взаимодействие власти и граждан. Но я для того, чтобы проверить, «умный» город или нет, использую «тест на бабушку». То есть задаюсь вопросом: «А в чем польза тех или иных новшеств для моей бабушки?» Потому что удобнее должно становиться каждому человеку, в первую очередь тем, кто был лишен этого в силу возраста или жизненных обстоятельств.

– И какие города максимально приблизились к понятию «умные»?

– Классические примеры – Амстердам, Сингапур, Барселона, Стокгольм. Но везде применяются свои решения. К примеру, в Вене мэрия предложила водителям такси субсидии, чтобы пересадить их на электромобили, а новые жильцы, подписывая документы на аренду квартиры в одном из микрорайонов города, обязуются пользоваться исключительно велосипедами или передвигаться на общественном транспорте.

Автобусы Стокгольма работают только на биотопливе, все электричество для метро вырабатывается из возобновляемых источников, а район Хаммарбю полностью независим: все 8000 квартир берут необходимую энергию из биомассы и солнечных панелей. Из сточных вод вырабатывается и биогаз, которого достаточно для приготовления пищи и удобрения. Мусор разделяется и поступает в подземные резервуары, откуда отправляется дальше на переработку.

Масштабному озеленению города посвящен муниципальный проект «Scali Ferroviari» в Милане. Его создатели вдохновились успешными примерами преобразования заброшенной железной дороги в Нью-Йорке и центральной автострады в Сеуле в общественные парки. Семь практически неиспользуемых вокзалов Милана и соединяющие их железнодорожные пути в ближайшие годы будут превращены в сплошное зеленое кольцо.

– Есть ли что-то в нашей стране из того, что можно было бы назвать компонентом «умного города»?

– Да, в Беларуси уже делаются первые шаги в этом направлении. Классический пример – внедрение интеллектуальной транспортной системы в Минске и последовательное увеличение транспортных альтернатив, доступных горожанам. Активно развивается велодвижение, популяризируется общественный транспорт, есть спрос на райд-шеринг (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. – Прим. авт.).

На мой взгляд, Минск перегружен автомобилями, в то время как во многих европейских городах отмечается тенденция отказа от личного автотранспорта. Практически каждый столичный двор – это парковка плюс немного места для людей. А должно быть наоборот. Впрочем, к общественному транспорту тоже есть вопросы: например, женщинам с колясками или инвалидам очень непросто войти в автобус. И такие проблемы надо решать, если мы хотим, чтобы больше людей отказывались от автомобилей.

Но лично я интересуюсь тем, что можно сделать в малых городах, у которых гораздо меньше возможностей, чем у столиц. Поэтому хочу отметить работу некоммерческого фонда «Интеракция». Эта организация создает и совершенствует условия для устойчивого развития регионов и городов нашей страны, вовлекая их в сотрудничество с европейскими населенными пунктами. Благодаря одному из проектов к 2019 году на центральных улицах Полоцка планируется установить более 1500 энергоэффективных светильников, а в Воложине – до 30 общественных социальных объектов адаптировать для людей с инвалидностью.

– С одной стороны, новые технологии «умных городов» делают нашу жизнь проще, с другой – у многих людей возникает чувство, что за их личной жизнью следят. Где находится грань между безопасностью и удобством?

– Это известная проблема. Еще в 1996 году, на заре интернета, директор «Sun Microsystems» Скотт Макнили сказал: «Время приватности закончилось». Конечно, сегодня ситуация только ухудшилась. В финансовом центре Лондона нет ни одной точки на улицах, которая не просматривалась бы камерами видеонаблюдения. Да и мы сами, пользуясь бесплатными приложениями и сервисами, добровольно отдаем свои личные данные различным компаниям. С их помощью можно понять, где мы живем, работаем, обедаем, какие у нас предпочтения, и использовать это не только ради нашего блага.

Я сторонник четких законодательных мер для регулирования использования технологий, когда компаниям запрещается «огульно» собирать данные о пользователях, а гражданам предоставляются механизмы требовать удаления их персональных данных.

Подводя итог, хочу отметить: рано или поздно каждый из нас столкнется с различными городскими нововведениями. И если мы ориентируемся на главный результат – город, в котором условия жизни лучше для всех, то ждать не нужно. Лучше подумать: как можно самому улучшить свой двор или улицу, что сделать вместе с соседями, какую помощь запросить у городских властей? А задача технологий, даже таких простых, как чат жильцов дома в вайбере, – ускорить процесс изменений к лучшему.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ