Наверх

Пройдет ли город будущего «тест на бабушку», или Что несет массовая урбанизация

07 августа 2018

О том, что они собой представляют, мы поговорили со старшим консультантом по умным городским решениям инвестиционной компании «Zaz Ventures» Владимиром БАТАЕВЫМ.

– Какое определение можно дать «умному городу»?

– Я бы сказал, что это новая урбанистическая модель, где повсеместно применяются передовые технологии, делающие нашу жизнь проще и лучше. Интерес к таким городам связан с развитием трех трендов массовой урбанизации, распространением устройств, подключенных к интернету, и увеличением скоростей и площади беспроводного покрытия. В основе «смарт-сити» лежит предположение, что благодаря технологиям мы сможем решить многие вопросы современного городского планирования, оптимизировать использование имеющихся ресурсов, сделать города более комфортными для жизни. Такая концепция подразумевает и тесное взаимодействие власти и граждан. Но я для того, чтобы проверить, «умный» город или нет, использую «тест на бабушку». То есть задаюсь вопросом: «А в чем польза тех или иных новшеств для моей бабушки?» Потому что удобнее должно становиться каждому человеку, в первую очередь тем, кто был лишен этого в силу возраста или жизненных обстоятельств.

– И какие города максимально приблизились к понятию «умные»?

– Классические примеры – Амстердам, Сингапур, Барселона, Стокгольм. Но везде применяются свои решения. К примеру, в Вене мэрия предложила водителям такси субсидии, чтобы пересадить их на электромобили, а новые жильцы, подписывая документы на аренду квартиры в одном из микрорайонов города, обязуются пользоваться исключительно велосипедами или передвигаться на общественном транспорте.

Автобусы Стокгольма работают только на биотопливе, все электричество для метро вырабатывается из возобновляемых источников, а район Хаммарбю полностью независим: все 8000 квартир берут необходимую энергию из биомассы и солнечных панелей. Из сточных вод вырабатывается и биогаз, которого достаточно для приготовления пищи и удобрения. Мусор разделяется и поступает в подземные резервуары, откуда отправляется дальше на переработку.

Масштабному озеленению города посвящен муниципальный проект «Scali Ferroviari» в Милане. Его создатели вдохновились успешными примерами преобразования заброшенной железной дороги в Нью-Йорке и центральной автострады в Сеуле в общественные парки. Семь практически неиспользуемых вокзалов Милана и соединяющие их железнодорожные пути в ближайшие годы будут превращены в сплошное зеленое кольцо.

– Есть ли что-то в нашей стране из того, что можно было бы назвать компонентом «умного города»?

– Да, в Беларуси уже делаются первые шаги в этом направлении. Классический пример – внедрение интеллектуальной транспортной системы в Минске и последовательное увеличение транспортных альтернатив, доступных горожанам. Активно развивается велодвижение, популяризируется общественный транспорт, есть спрос на райд-шеринг (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. – Прим. авт.).

На мой взгляд, Минск перегружен автомобилями, в то время как во многих европейских городах отмечается тенденция отказа от личного автотранспорта. Практически каждый столичный двор – это парковка плюс немного места для людей. А должно быть наоборот. Впрочем, к общественному транспорту тоже есть вопросы: например, женщинам с колясками или инвалидам очень непросто войти в автобус. И такие проблемы надо решать, если мы хотим, чтобы больше людей отказывались от автомобилей.

Но лично я интересуюсь тем, что можно сделать в малых городах, у которых гораздо меньше возможностей, чем у столиц. Поэтому хочу отметить работу некоммерческого фонда «Интеракция». Эта организация создает и совершенствует условия для устойчивого развития регионов и городов нашей страны, вовлекая их в сотрудничество с европейскими населенными пунктами. Благодаря одному из проектов к 2019 году на центральных улицах Полоцка планируется установить более 1500 энергоэффективных светильников, а в Воложине – до 30 общественных социальных объектов адаптировать для людей с инвалидностью.

– С одной стороны, новые технологии «умных городов» делают нашу жизнь проще, с другой – у многих людей возникает чувство, что за их личной жизнью следят. Где находится грань между безопасностью и удобством?

– Это известная проблема. Еще в 1996 году, на заре интернета, директор «Sun Microsystems» Скотт Макнили сказал: «Время приватности закончилось». Конечно, сегодня ситуация только ухудшилась. В финансовом центре Лондона нет ни одной точки на улицах, которая не просматривалась бы камерами видеонаблюдения. Да и мы сами, пользуясь бесплатными приложениями и сервисами, добровольно отдаем свои личные данные различным компаниям. С их помощью можно понять, где мы живем, работаем, обедаем, какие у нас предпочтения, и использовать это не только ради нашего блага.

Я сторонник четких законодательных мер для регулирования использования технологий, когда компаниям запрещается «огульно» собирать данные о пользователях, а гражданам предоставляются механизмы требовать удаления их персональных данных.

Подводя итог, хочу отметить: рано или поздно каждый из нас столкнется с различными городскими нововведениями. И если мы ориентируемся на главный результат – город, в котором условия жизни лучше для всех, то ждать не нужно. Лучше подумать: как можно самому улучшить свой двор или улицу, что сделать вместе с соседями, какую помощь запросить у городских властей? А задача технологий, даже таких простых, как чат жильцов дома в вайбере, – ускорить процесс изменений к лучшему.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 июня 2024 24 июня 2024 23 июня 2024 22 июня 2024 21 июня 2024 20 июня 2024
Все новости