test gtag

Руководитель ансамбля «Белая Русь» Анатолий Карпович: самое сложное – создать танцора

Как вырастить артиста и почему народный танец таит в себе секрет молодости? Об этом и многом другом накануне Дня работника культуры мы поговорили с руководителем заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь ансамбля танца «Белая Русь» Анатолием Карповичем.

Делу нужно отдаваться полностью

Анатолий Леонидович – педагог, балетмейстер, хореограф, обладатель почетного знака «Отличник образования Республики Беларусь», лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси в области литературы, искусства, журналистики и любительского творчества (2001 год), а также член комиссии по премиям ФПБ. Более 30 лет он работает в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи в Минске.

Мы встретились с Анатолием Карповичем в перерыве между репетициями.

– Самое сложное в нашей профессии – создать танцора, – замечает хореограф. – Этому делу нужно отдаваться полностью, и главное – обоюдное желание. Без общего стремления ничего не получится. Конечно, время учебы в колледже искусств – слишком малый срок, чтобы «вылепить» настоящего артиста. Но если в человеке природой заложена хоть капля творческих способностей, то их можно с успехом развивать.

Ансамбль «Белая Русь», к слову, одним из первых в столице среди взрослых любительских коллективов получил звание заслуженного (в 2008 году). В нем танцуют 40 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Перед тем как попасть в коллектив, ребята целый год тренируются в подготовительной группе. В «Белую Русь» Анатолий Леонидович приглашает и студентов Минского государственного колледжа искусств, где он преподает. Кстати, культурно-просветительское училище (как назывался колледж искусств раньше. – Прим. авт.) в свое время сыграло в жизни преподавателя судьбоносную роль.

Хотел стать фрезеровщиком

1976 год, Дворец культуры Минского тракторного завода. Семиклассник Толя Карпович пришел заниматься бальными танцами – хотелось научиться красиво двигаться, чтобы не выглядеть глупо на танцевальных вечерах. Спустя два года парень поступил в культпросветучилище, где увлекся народными танцами.

– Летом я подрабатывал пионервожатым в лагере, – вспоминает наш собеседник. – Со мной на смене трудилась хореограф из Литвы. На одном из мероприятий меня попросили станцевать. Литовскую гостью мое выступление впечатлило, и она сказала, что мне обязательно нужно продолжать в том же духе. Это подтолкнуло меня к правильному выбору, ведь поступать-то я собирался на фрезеровщика, уже даже документы подал…

После окончания училища Анатолий Леонидович поступил в Институт культуры. Окончив вуз, ушел служить в армию. Но даже и там он не расставался с творчеством – был главным хореографом в Ансамбле песни и пляски внутренних войск Прибалтийского военного округа. Вернувшись «на гражданку», получил приглашение работать в Республиканском Дворце пионеров и школьников БССР (ныне Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Прим. авт.). Возглавил народный ансамбль танца «Веселуха» (сейчас «Белая Русь»), который при новом руководителе поднялся на более высокий профессиональный уровень.

Красота белорусских слов, переложенная на язык танца

Автором номеров с поэтическими названиями «Арэлi», «Гусачок», «Саламяныя хлапчукi», «Каразель», «Беларускiя карункi», «Путанка-распутанка» и, конечно же, визитной карточки коллектива – хореографической композиции «Белая Русь» является непосредственно Анатолий Леонидович. У коллектива нет стандартных выступлений – ансамбль танцует свое, оригинальное, исключительно белорусское. Главное отличие от других – народно-сценический жанр, в основе которого – фольклор в современном видении, дополненный различными танцевальными элементами. Как признается хореограф, вдохновением к созданию аутентичных номеров служат красивые белорусские слова – танец выступает их своеобразной аранжировкой.

Наставник умеет замотивировать, вовлечь в искусство. Были времена, когда участники ансамбля оставались тренироваться после окончания репетиций, оттачивая мастерство до идеала. Сегодня, по словам хореографа, таких энтузиастов нет. Тем не менее у Карповича немало одаренных воспитанников, которые сегодня работают не только в белорусских коллективах, но и за рубежом: во Франции, Японии, Америке. Многим искусство, которому научил наставник, приносит хороший заработок. Вот и бывший выпускник «Белой Руси» Василий Карпов сейчас является правой рукой преподавателя, трудится репетитором и отрабатывает с ансамблем номера, поставленные Карповичем.

– Моя жизненная позиция такова: внести существенный вклад в развитие белорусской хореографии, — признается Анатолий Леонидович. – Для меня важно, чтобы белорусское творчество не считалось местечковым, а было настоящим искусством. Я люблю свою работу. Хоть это прозвучит и банально, но чтобы стать хорошим специалистом, нужно отдавать себя профессии полностью. Каждый день требует новых сил и задумок. Нужно двигаться. Хореография и есть движение, и ты молодеешь, глядя на молодежь.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото Валерия КАРТУЛЯ