Удобный для всех: в Новополоцке продвигаются от инклюзивной школы к инклюзивному городу
Инновационный проект «От инклюзивной школы к инклюзивному городу» – уникальный для Беларуси опыт.
Город для всех
Инклюзия, как известно, предполагает реальное включение людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
– Для этого важно не только построить безбарьерную среду, но и разрушить психологические стереотипы, повернуть лицом к людям с инвалидностью представителей органов власти, помочь жителям города вникнуть в проблему, – убежден куратор проекта заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Дмитрий Самуськов.
С этой целью организаторы проекта, а также представители Белорусского общества инвалидов и Белорусского союза транспортников проводят серию специализированных семинаров и тренингов, в которых участвуют представители школ, учреждений среднего специального образования, горисполкома, предприятий и организаций города, а также Полоцкого университета. Кроме всего прочего, предусмотрено посещение ряда европейских стран, имеющих опыт создания инклюзивной среды. Первая поездка уже состоялась: педагоги посетили Гданьск и Плоцк – польские города-побратимы Новополоцка.
Рассчитан проект на 3 года, он реализуется при финансовой поддержке Европейского союза. Для создания максимально удобной среды для новополочан будет подготовлен план городской мобильности, доступность общественных учреждений для людей с инвалидностью оценят специалисты Белорусского союза транспортников.
Совместное обучение делает детей добрее
Хочется отметить, что первопроходцем в этом непростом деле стал коллектив средней школы № 8 Новополоцка. Три года назад среди выпускников названного учебного заведения была девочка с диагнозом ДЦП Настя Казачёнок. Ее родителям в свое время предлагали водить дочь на занятия в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, но Настя хотела учиться в общеобразовательной школе. К тому же 8-я известна своими традициями индивидуального подхода в обучении и находится недалеко от дома. В 2003 году Анастасия осуществила свою мечту. Тогда она была единственной «особенной» девочкой в школе, а сегодня здесь обучаются 10 детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Всего же ребят, имеющих дополнительные образовательные потребности, в школе насчитывается порядка 80 из 400 учащихся.
Кстати, сама Настя Казачёнок учится сейчас на юридическом факультете Полоцкого госуниверситета. Хочется верить, что проект «От инклюзивной школы к инклюзивному городу» поможет ей и другим молодым людям с инвалидностью без проблем трудоустроиться в дальнейшем.
По словам директора Нины Одынец, дифференцированный подход в обучении и воспитании детей здесь применяют уже более 20 лет, а в 2014 году школа стала одной из 8 экспериментальных площадок, где реализуется республиканский проект по апробации модели инклюзивного образования. Большинство педагогов имеют сертификаты о повышении квалификации по теме «Инклюзивное образование в школе», а отдельные учителя-предметники прошли переподготовку по специальности «учитель-дефектолог».
Директор Новополоцкой средней школы № 8 Нина Одынец и тренер по продвижению идей инклюзивного образования, замдиректора по учебной работе Татьяна Парадня.
– В нашем классе 23 учащихся, в том числе 2 девочки с нарушением слуха. Один мальчик, инвалид-колясочник, учится на дому, – рассказала классный руководитель 6-го инклюзивного класса Ольга Немколович. – Совместное обучение делает всех учеников добрее: дети проявляют заботу о своих «особенных» одноклассниках, всячески стараются им помочь.
На уроке обслуживающего труда в инклюзивном 6-м классе.
Однако материальная база школы не вполне соответствует инклюзивности. Давняя мечта директора – приобрести и установить лифт, так как по причине его отсутствия некоторые дети с инвалидностью, окончив начальную школу, обучаются на дому.
– Но это серьезные финансовые вложения, – замечает Нина Михайловна. – И когда горисполком предложил принять участие в разработке проекта внешнего содействия ЕС в рамках программы «Усиление стратегического взаимодействия с гражданским обществом и местными органами власти в Беларуси», мы с радостью согласились. В ходе совместной работы и родился проект «Новополоцк – от инклюзивной школы к инклюзивному городу».
В итоге в рамках проекта школа не только получит лифт, но и приобретет оборудование для дистанционного обучения, реконструирует спортивную площадку. Под нужды детей с особыми потребностями планируется также адаптировать инфраструктуру городского Дворца детей и молодежи и оздоровительного лагеря «Изумрудный».
– Пласт работы огромнейший, – говорит зампредседателя Новополоцкого горисполкома Дмитрий Самуськов. – Сегодня мы находимся лишь в начале пути. Объем финансирования проекта – 514 тыс. евро. Из этих средств 82% выделит Евросоюз, 18% — горисполком.
Любовь ТРАПЕЗНИКОВА
Фото автора и Ларисы МАЛАШЕНИ