Весь мир в кусочке ткани. Как вещи с национальным колоритом преображают жизнь
Девушке нет и 30 лет, а она так виртуозно владеет ремеслом наших прабабушек, будто и сама явилась к нам из позапрошлого века. Если бы не ультрамодная стрижка и цветные татуировки, Наташа легко сошла бы за героиню старинных преданий. Мастерица и помогла мне попробовать себя в новом деле и стать ткачихой…
Шутки ради
«Кросны» – ручные ткацкие станки – бывают разными: от небольших, компактных до огромных, занимающих половину деревенской хаты. Мне, как новичку, повезло: моя деревянная «машина» размером удалась. Эмоции захлестнули с порога! Хорошо, что возле нее в нужном месте стоял стул, а так бы ненароком растерялась, не зная, с какой стороны присесть.
И сразу первое разочарование: оказалось, прежде чем приняться за работу, нужна основательная подготовка.
Профессионал Наталья с лукавой усмешкой поясняет, что на заправку ручного станка мне потребуется дня три-четыре по шесть часов кропотливого труда. Мол, сначала делаются косы для сновки, далее более тысячи нитей растягиваются, отмеряются по длине и количеству и только после этого пропускаются через узелки одного из «нитов» – сетчатых рамок. Видя мои округлившиеся глаза, мастерица хлопает по плечу: «Шутка! Сама заправила, а то бы ты так и осталась навсегда журналистом».
На всю катушку
Уловив суть (именно заправка «кросен» определяет рисунок будущей ткани), с удовольствием принимаюсь за основное дело. Честно говоря, скрупулезности и высокой концентрации внимания мне уже не требуется. Теперь все зависит от усидчивости, коей, признаться, особо не отличаюсь. Но желание обучиться новому – сильнее.
Как настоящая ткачиха, ногой нажимаю на «поножи» – педали. При этом одна часть нитов опускается, другая поднимается, а в образовавшийся между нитями основы зев сама пробрасываю челнок с уточной нитью. Что ни говори, а ритуал преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает. Ощущение, будто рушником по голове! Вот вам и яркий пример работы генетической памяти.
Только в процессе творчества проникаешься этим ремеслом и понимаешь, как на самом деле в мастерской у ткачихи происходят чудеса: из обыкновенного клубка сначала бежит строчка, далее виток, затем – ромбик и спираль. И вот уже весь мир отражается в малом кусочке ткани, когда получаются хорошо различимые солнышко, человечек, дерево…
Да и без определенной физической подготовки мне пришлось бы туго. Выручило спортивное прошлое – для натягивания нитей требуются по-настоящему натренированные руки. Поэтому, помимо эстетического удовольствия от приятного занятия, получаешь еще и заряд бодрости – этакий домашний тренажер.
Теперь уж никто не поспорит с тем, что наши женщины не только самые красивые, но и сильные. Исторически так сложилось, ничего не поделаешь.
Магические орнаменты
Вот и мне удалось раскрыть секрет популярности мастер-классов у моей наставницы. На своих занятиях Наталья Хорош-Косуха показывает, как наши предки ткали бранные пояса и плели нательные, знакомит со значением слов «бердо» и «уток», рассказывает об особенностях смешения цветных ниток и открывает секрет возникновения узора.
Сменив на день профессию, я окунулась в магию орнаментов. Так, если хочешь, чтобы в семье появился ребенок, – подари супружеской паре рушник с диковинным павлином. Считали, что эта птица символизирует чудо. Тканые колоски повысят благосостояние, а голуби или розы прибавят романтики, укрепят любовь…
Пояса – вообще отдельная тема. Они – воплощение мудрости нескольких поколений. Раньше ведь ни одно важное событие не обходилось без этого аксессуара. Новорожденного повязывали пояском – своеобразным оберегом. Чудодейственные свойства тканого изделия, скрепляющего союз новобрачных, не подвергали сомнению и на свадьбе. Обвязывая им руки, молодых соединяли в одно целое. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь, как бы показывая домовому, что она – новая хозяйка. Да и в последний путь неподпоясанным никогда не отправляли – грех было лишать усопшего ритуальной защиты. Отсюда и негативное значение слова «распоясаться» – человек без пояса во все времена считался беспутным и непредсказуемым.
Вот такая это познавательная профессия – ткачиха. Погрузиться в нее с головой мне вряд ли удастся, но навыки, надеюсь, пригодились. Хотя бы для того, чтобы написать эту статью.
Р.S. Домой явилась довольная и гордая собой. Постелила на кухне лично вытканную нарядную салфетку – и стало заметно уютнее. Вещи, сделанные с любовью, да еще и с национальным колоритом, не только преображают жизнь. Они способны и самих авторов сделать чуточку счастливее.
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора