test gtag

Сберечь свое: будни и праздники французской глубинки

Мимо деревни в 500 домов, что раскинулась недалеко от границы с испанской Каталонией и княжеством Андорра, многие проезжают, не обратив внимания. Но Монгайяр заслуживает того, чтобы остановиться здесь хотя бы на несколько часов.

Это поселение известно с ХІІ века – времен Крестовых походов – благодаря местным кузнецам. Об их мастерстве можно узнать, посетив исторический парк ремесел «Кузница Пирен» («Forges de Pyrene»). Там собрано более 5 тысяч редких изделий, в том числе Каталонский горн, которым пользовались в металлургии X–XII веков. Назначение доброй части инструментов для кузнечного ремесла, к сожалению, современным жителям неизвестно.

Сегодня в деревне Монгайяр проживает около 1,5 тысячи человек. Многие из них когда-то переехали сюда подальше от городской суеты и приобрели в собственность жилье. Дом здесь можно купить за 60 тысяч евро, но еще не меньше 30 тысяч придется вложить в его ремонт. Заметим, что любое изменение исторического облика здания должен утвердить муниципальный совет деревни. Помнить об этом очень важно, так как, к примеру, регламент не позволяет увеличить высоту здания, изменить цвет черепицы или даже ее толщину. Нельзя также ставить пластиковые стеклопакеты в окна, ставни должны быть деревянными, во французском стиле и без всякой механики, хотя они и дороже, и тяжелее.

За состоянием домов, в том числе и пустующих, следит местный сельсовет – муниципалитет Монгайяра. Если его члены решат, что домовладелец задумал что-то, нарушающее общий гармоничный вид деревни, то будут активно противостоять этому. Историческое наследие здесь заботливо сохраняют для следующих поколений, хотя делать это все сложнее: новые жители хотят изменений, присущих ХХІ веку.

В центре Монгайяра есть аптека, новая поликлиника, спортивный комплекс с бассейном, теннисный корт. Традиционного французского кафе здесь нет, но своя булочная непременно порадует свежими круассанами и багетами. На окраине населенного пункта расположены 2 ресторана и несколько торговых центров. Реальные дела мэрии видны и жителям деревни, и приезжим. Сейчас, например, идет строительство новой школы, обновляются улицы. На все это требуются немалые средства, которых у власти, естественно, не хватает.

Бюджет местного управления складывается из налогов, но такие крупные проекты, как строительство учебного комплекса и ремонт улиц, требуют дополнительной финансовой помощи. Тогда мэрия обращается в региональные и центральные государственные органы, рассылает десятки запросов во многие инстанции, берет в долг у банков. Все расходы прозрачны и находятся под строгим контролем. Иной раз муниципалитет деревни получает пожертвования от пожилых людей в виде дома или земли.

Ежегодно перед составлением сметы на необходимые ремонтно-строительные или жилищно-коммунальные работы специальная комиссия выясняет, есть ли для этого деньги. Затем мэр выносит на обсуждение список всех проектов и муниципальный совет голосует «за» и «против» того или иного.

В этом году собранных средств хватило лишь на часть проекта по установке на улицах Монгайяра дождевых сливов. Во время ливней деревню сильно подтапливает – вода портит стены и фундаменты домов.

О своей малой родине заботятся не только те, кто призван это делать по долгу службы. 20 лет тому назад местные энтузиасты создали сайт «Кузница Перен» для популяризации своей деревни. Вместе с мэрией летом они проводят уникальные праздники, на которые люди съезжаются со всей округи, чтобы погрузиться в атмосферу ХІІ века. На центральной площади играют музыканты, местные жители прогуливаются в средневековых одеждах, выступают уличные артисты. Каждый может попробовать изготовить мозаику или керамическую вазу, понаблюдать за работой кузнеца или пекаря. Дети с удовольствием проводят время на мини-ферме с домашними животными, а автолюбители могут посмотреть на транспорт начала ХХ века. По обычаю мероприятия заканчиваются совместным ужином и фейерверком.

Жизнь французской деревни Монгайяр, ее традиции и стремление к развитию развенчивают миф о том, что европейская деревня постепенно исчезает. Она жива, пока живы те, кто дорожит своей родиной.

Сергей КИРИК