Новая категория личного транспорта
Согласно официальной статистике Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) за 2019 год, электрокары в нашей стране появились. Правда, результаты их продаж не только не впечатляют, но приводят в недоумение: за год дилерам удалось реализовать всего 11 машин на электрической тяге. Так, модель Jaguar I-pace была заказана 8 раз, а на BMW i3 польстились лишь 3 белоруса. В итоге присутствие на отечественном авторынке электромобилей ограничилось 0,018%. Конечно, официальные данные не учитывают показатели «серого» импорта, но вряд ли и там речь идет о сотнях ввезенных в страну «электричек».
– На самом деле у белорусского рынка есть потребность в электромобилях: и среди брендов, и среди покупателей, – сообщает председатель БАА Сергей Михневич. – Даже государство заинтересовано в том, чтобы электротранспорт в Беларуси развивался – хотя бы на фоне запуска АЭС с большим профицитом мощности. Но, к сожалению, одного лишь желания не достаточно для роста объемов реализации такого типа машин.
Как считает эксперт, такая ситуация в стране сложилась по ряду причин. Но, пожалуй, главный сдерживающий фактор продаж в Беларуси – высокая стоимость электротранспорта для физлиц. Согласно статистике, только два бренда, да и то премиальных (BMW и Jaguar), продают у нас автомобили на электрической тяге. Это само по себе сужает круг потребителей – далеко не каждый белорус может позволить себе машину, стоимость которой начинается от 92 тыс. долларов.
Нет зарядок – нет проблем
Второй причиной непопулярности электрокаров является несовершенство системы зарядных станций. Те, что сегодня применяются в Беларуси, осуществляют зарядку медленно и попросту неудобны. К тому же не радует логистика их размещения: почти все зарядки расположены на АЗС или муниципальных парковках, а в спальных районах, где пользователь мог бы оставить электромобиль на ночь, их нет.
– А ведь мы знаем, что Белорусская АЭС будет иметь профицит мощности в ночное время суток, – поясняет специалист. – Это сделало бы зарядку электрокаров в разы выгоднее. Но, увы, развития в этом вопросе пока не предвидится. Что касается быстрых зарядок, которые могли бы появиться на заправочной сети «Белнефтехим», то их, насколько я знаю, не будет. На заправках белорусского нефтяного концерна отдают предпочтение более дешевым зарядкам. Но полностью «заправить» электрокар на них можно за 8 часов, а это, согласитесь, неудобно.
Еще одним фактором, влияющим на развитие электротранспорта в нашей стране, является отсутствие таможенных льгот и субсидий для пользователей. Сергей Михневич отметил, что Беларусь регулярно выступает инициатором отмены въездных пошлин в Таможенном союзе, но российская сторона пока не хочет идти на компромисс.
Не дружба, а оброк
– Самой большой проблемой, на мой взгляд, сегодня является то, что ведущие автопроизводители определили в Таможенном союзе единого представителя в органах сертификации, и он находится в России, – поясняет Сергей Михневич. – Для того, чтобы сертифицировать любой автомобиль на электротяге, необходимо получить одобрение представителя бренда в восточной стране-соседке. Как нам известно, РФ не заинтересована в развитии сети электрозаправочных станций в том масштабе, в каком, например, заинтересована Беларусь. Там, в свою очередь, рассматривают в качестве альтернативного топлива сжиженный газ. Поэтому потенциал электротранспорта для российского рынка не так важен.
По мнению эксперта, это приводит к тому, что производителям автотранспорта становится невыгодно расширять свои модельные ряды электромобилями.
***
В своем недавнем интервью директор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский рассказал о запланированных испытаниях электрокара Geely GE11, который при наличии покупательского интереса готовы поставить на конвейер. Изменится ли в этом случае ситуация с электрокарами на белорусском рынке?
– Белорусско-китайский бренд может выступить рычагом воздействия на государство и позволит создать в нашей стране систему субсидий для пользователей электрокаров, – отвечает Сергей Михневич. – Но я знаю, что в ближайший год «БелДжи» не рассматривает перспективу выпуска таких авто всерьез. Конечно, думать о появлении на наших дорогах большого количества электрокаров можно, но говорить – еще рано.
Максим КОЗЛОВ
Фото из открытых интернет-источников