Что предлагают изменить
Министерство транспорта ратует за введение новых правил для перевозчиков такси. Вопрос затронет интересы как перевозчиков, так и пассажиров.
Одно из нововведений – запретить трудоустройство водителей такси по договору подряда. Так, указ прежде всего коснется лиц, которые не регулярно таксуют, а подрабатывают по выходным дням или после основной работы. Планируется также узаконить специальные разрешения для водителей. Стоимость такой «карты допуска водителя» к участию в дорожном движении измеряется 1 базовой величиной (сегодня 1 БВ составляет 29 рублей. – Прим. авт.).
Инициаторы проекта считают, что новые правила (если их введут) позволят отсеять лиц, которые не подходят для вождения такси, а главное, позволят повысить уровень обслуживания пассажиров. Такой подход также поможет привлечь больше взносов в Фонд социальной защиты.
Собираются внедрить и «регистрационные карты транспортных средств»: каждое такси придется специально оборудовать, а затем еще и регистрировать. Карта не бесплатная, цена – 2 БВ. Работать на рынке нерегулярных перевозок без названных документов запретят.
Запретят также сдавать в аренду автомашину с экипажем физлицам – можно будет только ИП и организациям. Возникает вопрос: как, к примеру, заказать машину для свадебного торжества или по случаю погребения родственника?
Существенные ограничения планируют ввести и в отношении диспетчерской службы и агрегаторов: им также в обязательном порядке потребуется зарегистрироваться по новой форме. Проверка обойдется в 100 БВ за службу и по 1 БВ за каждого диспетчера.
Программные продукты – приложения, с помощью которых с компьютера или смартфона можно найти, заказать такси и оценить маршрут, – обязуют тоже регистрировать в Государственном регистре информационных систем. В противном случае деятельность перевозчика будет считаться незаконной, как и диспетчера с водителем без карты допуска. Вне закона будет, если диспетчерская служба передаст информацию о заказе на поездку водителю, который таксует без оформления по новым правилам.
Естественно, нарушение влечет за собой взыскание. Например, может быть вынесен временный запрет на работу: для водителей – до 1 месяца, для других участников нерегулируемых перевозок, в том числе диспетчерской службы, – до 3 месяцев.
Как развивалась сфера такси
Когда-то в СССР контролировалось абсолютно все. Таксист должен был иметь необходимые допуски к работе, принимать оплату за поездку сугубо по набежавшим за время движения цифрам счетчика, сдавать всю выручку и жить на зарплату. Такси было дорогим удовольствием, далеко не каждый мог на нем прокатиться. Машин с шашечками было мало, а качество обслуживания зависело от ожидаемых «чаевых». И таксисты в то время относились к людям состоятельным.
Потом пришло время практически нерегулируемого рынка. Таксовать начали «бомбилы», которые катали пассажиров на личном автомобиле, не думая о законе. Служба такси значительно проигрывала нелегальным перевозчикам. Рынок имел порой криминальный оттенок, зато вопросов с поиском такси не возникало. Упали и цены на поездки: стал уместен торг, ведь таксист работал на личный бюджет.
Со временем государство убедило большую часть таксистов трудиться легально. На рынок пришли фирмы с диспетчерскими службами и фиксированными тарифами. Но и «бомбилы» остались.
Ситуация в корне изменилась, когда на рынке автоперевозок появились агрегаторы Яндекс.Такси, Uber, Bolt. Они оказывают услуги на своих условиях как в Минске, так и в регионах страны. Свою роль сыграла и отмена лицензирования такси в 2018 г. В итоге цены стали ниже практически в 2 раза, что, безусловно, на руку потребителям автоуслуг. Об этом говорит и статистика: объем перевозок в такси с 2018 по 2020 г. увеличился в 2 раза. Вот только таксисты, на их взгляд, стали работать больше за меньшие деньги.
«За» и «против»: мнения разделились
В течение 10 дней белорусы могли высказаться о проекте указа в ходе общественного обсуждения, организованном на главной правовой площадке страны. Мнения звучали разные.
Вот что говорят сторонники нововведений.
По мнению Марины Леошко, указ дает едва ли не единственный шанс навести порядок в сфере пассажирских перевозок. Такие меры, как введение регистрационных карт, карт допуска и контроль диспетчеров позволят вывести рынок на уровень законности. «Сейчас такси – это в большей степени подработка для студентов и людей с основным местом работы, итог – колоссальные переработки и высокая аварийность с участием автомобилей такси», – выразила Марина точку зрения.
Эльвира Лаптева работает в сфере такси с 2008 года. На ее взгляд, противники нового закона – люди, которые не желают выходить из тени и каждые полгода создают новое юрлицо. Раньше, утверждает предприниматель, диспетчерские службы лучшие заказы отдавали «своим» людям, при этом «детвору» в качестве водителей не рассматривали. А с захватом рынка Яндексом на дорогах появились водители со стажем вождения 1 день! Мало того, оценивает таксиста в онлайн-сервисах подвыпившая молодежь, а перевозчик, имея свой парк автомобилей, остается бесправным.
«Должны быть карточки на автомобили, на водителей, карты диспетчерских служб и именно наших, белорусских! С помощью нововведений рынок такси придет в нормальное состояние, автомобили оклеят как положено, установят оборудование, как того требует закон, и, естественно, нужно поднять тариф», – резюмирует ИП.
Свои аргументы есть и у противников предлагаемых новаций.
Работая в сфере нерегулярных пассажирских перевозок 10 лет, Сергей Юрашевич убежден, что новый закон «сырой» и требует доработки: «Я пока не могу себе представить, как можно целой категории субъектов хозяйствования запретить нанимать людей для выполнения разовой работы по гражданско-правовому договору. Смысл нерегулярных перевозок в том и состоит, что они выполняться не каждый день, а пару-тройку раз в месяц. Иногда просто нужен водитель, но нет смысла содержать на каждый автобус весь экипаж».
Агрегаторы утверждают, что их услуги – самые дешевые и для них рынок перевозок – «главное, чтобы быстро». Смогут ли они соответствовать новым правилам?
«Яндекс.Go», например, заявляет: новый указ вынудит многих водителей оставить сферу такси, что сократит количество машин. Как следствие, поднимутся ценники, не в лучшую сторону изменится качество обслуживания. Также возможно возвращение к «серому рынку».
Светлана Воронина, менеджер по коммуникациям Uber в России и странах СНГ, отмечает, что их сервис создавался для удобства пользователей и водителей. Компания всегда выступала за сотрудничество с водителям, которые предпочитают полную нагрузку, а не подработку. В текущей версии указа сделать это будет проблематично.
Свои убеждения есть и у экспертов. Екатерина Станкевич, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров, считает: когда государство даст гарантии, что на рынок не пустят лишь бы кого, придут серьезные инвесторы и создадут крупные таксопарки. Не важно, будет это отечественный агрегатор или зарубежный, но все должно быть в рамках закона. Но когда у иностранного агрегатора больше преференциий, чем у белорусского, – это неправильно.
Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси, отмечает, что для добросовестных перевозчиков практически ничего не изменится. Достаточно будет один раз оформить допуск в электронном виде и, получив карту, можно спокойно работать, соблюдая законодательство.
…Общественное обсуждение документа завершилось 1 августа. Если проект указа одобрят, то ключевые его пункты заработают через 6 месяцев после опубликования документа. Значит, до конца 2021 г. такси будут перевозить пассажиров по действующим правилам.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Александра ПОБАТА