Как городская скульптура определяет уровень культуры общества и где в Беларуси можно получить профессию «скульптор»
О развитии скульптурного облика в Минске и регионах во время пресс-конференции в Доме прессы рассказали мэтры архитектуры страны.
В течение многих веков талантливые мастера создают скульптурные произведения, воплощая в работах свои эстетические идеалы и фантазии. Искусство ваяния отражает прекрасное в действительности, формирует сознание людей, вкус и представления о прекрасном. Скульптура встречается всюду в повседневной жизни. Наш взгляд привлекают монументальные статуи великих деятелей и защитников страны, рельефы, украшающие архитектуру, садово-парковые скульптуры и т.д. По мнению ученых, у произведений скульптуры есть прямая осязательная сила убеждения. Большую роль искусство скульптуры играет и в воспитательном процессе. Педагогами и психологами доказано: то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. В процессе восприятия у детей формируется эстетическое и нравственное чувство, вкус, уважение к искусству, расширяется кругозор.
Председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Иван Артимович на пресс-конференции в Доме прессы подчеркнул, что скульптура, которая выходит в архитектурную, природную среду, – это показатель уровня культуры общества.
– В последние 10 лет мы провели серию ярких выставочных проектов. Скульптура – это общественное искусство, поэтому оно должно выходить в общественную среду, не замыкаться на пространстве творческих мастерских, каких-то частных галерей и небольших выставочных залов. Наши проекты постоянно возвращаются к вопросу о диалоге художника, властей, города и архитекторов, – отметил Иван Артимович.
Многие представляют скульптуру исключительно в виде памятников, однако сегодня на первый план выходят авторские работы с особенным взглядом.
– Зрители могут лицезреть авторские работы с их своеобразным подходом и кругом тем и идей, которые конкретный создатель может сегодня предложить обществу. Не хотелось бы, чтобы улицы белорусских городов, в том числе столицы, были выхолощенным, пустым пространством. Минск – это большой город, это Левиафан, который может проглотить практически любой скульптурный объем. Поэтому нам очень важно успевать за этим развитием, за расширением города, чтобы наши объекты, наши предложения своевременно попадали в среду и создавали культурный код, наполняли пространство определенным содержанием, – высказал мнение скульптор.
Первый заместитель председателя Белорусского союза художников Наталья Шарангович отметила, что белорусы могут наслаждаться работами разных поколений художников – от известных мэтров и заслуженных деятелей (Владимир Слободчиков, Александр Финский, Геннадий Буралкин, Иван Миско) до скульпторов среднего поколения и студенческой молодежи.
– Хотелось бы, чтобы эта связь поколений никаким образом не прерывалась. Наши скульпторы сегодня – это очень активные художники, работы которых можно увидеть в городском пространстве. В частности, в метро появляется все больше интересных архитектурных объектов, в парках столичных и региональных, на городских площадях. Несмотря на то, что каждый белорусский город (особенно столица) уже очень красив и насыщен различными объектами, мы все понимаем сегодня, что предложений может быть еще больше. Минск развивается, в нем строятся новые кварталы. Часто застройщики предлагают конкурсы, чтобы в новых кварталах появлялись яркие скульптурные объекты, – поделилась Наталья Шарангович.
Первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин рассказал, что ОО «БСА» объединяет архитекторов всей страны. И главная цель общества сегодня – создание гармоничной среды, в которой будет комфортно и интересно белорусам и иностранцам.
– Среди перечня всех объектов наиболее важными для нас являются здания общественные и общественные пространства. Именно в них жители и гости страны находятся много времени. Именно здесь они получают те или иные услуги, общаются. Оттуда они черпают для себя уровень культуры и гармонию сочетающих видов искусств. Столичное пространство обладает наиболее важной ценностью, поскольку задает определенный уровень для всей страны. Творцы четко должны осознавать, что среда имеет качество. Архитекторы работают в среде и ею же управляют. Мы готовим молодые кадры, чтобы они включились в наши идеи и продолжали их нести на протяжении всего времени, – считает Вадим Дражин.
Участники пресс-конференции в Доме прессы сошлись во мнении, что из всех видов искусства в наибольшей степени с городской средой взаимодействует именно скульптура.
– Век монументалистов, витражей и мозаики остался где-то в Советском союзе. Вместе с тем в современной независимой Беларуси скульптуры остаются на высоком уровне, заданном нашими предшественниками. А кто-то даже эту высокую плану перешагнул. Все больше появляется авторских работ, авторского видения тех или иных событий. Скульптуры сегодня взаимодействуют с представителям власти. Все работы принимаются на высоком уровне и согласовываются на всех этапах создания – от эскизов до воплощения. Даже появление мемориальной доски является результатом серьезно проделанной работы – не только творческий, но и документной, – уточнил первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Вадим Дражин.
Где скульпторы получают образование
На пресс-конференции член секции скульптуры Белорусского союза художников Константин Костюченко рассказал, какие учебные заведения занимаются подготовкой молодых специалистов.
– Этим у нас в республике занимается несколько учреждений образования. Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика готовит художников, скульптуров и музыкантов. В колледже преподают профессионалы, которые не только работают как педагоги, но и являются действующими скульпторами. После преподавания они идут в мастерские и трудятся над своими творческими проектами. Конечно, им есть чем поделиться и чему научить студентов, – проинформировал Константин Костюченко.
Второе учреждение, где получают профильное образование ребята – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова. После подготовки в двух вышеупомянутых колледжах, как правило, ребята поступают в Белорусскую государственную академию искусств, где обучение длится по специальности «скульптура» 6 лет.
– После такой достаточно серьезной подготовки ребята выходят в свет. Тем не менее большинство их них не ждут окончания всего курса обучения. Еще учась в колледжах, они принимают активное участие в художественных выставках, акциях, конференциях. Нам, более взрослым скульптурам, интересно смотреть за молодежью, за ходами и идеями ребят, – подытожил член секции скульптуры Белорусского союза художников.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА