test gtag

Нежилые и пожароопасные: как проверяют подвалы и заброшенные здания?

Во время акции специалисты различных ведомств оценивали готовность территорий к весенне-летнему пожароопасному периоду, проводили рейды по проверке чердаков, подвалов, мест общего пользования в многоквартирных жилых домах. В одном из таких приняла участие корреспондент 1prof.by.

Доступ ограничен

Вместе с инспектором ИНиП Октябрьского РОЧС Минска Ильей Гринкевичем и старшим помощником прокурора района Анастасией Журкевич отправляемся в первый пункт сегодняшнего маршрута. В жилом доме по улице Воронянского нужно проверить, ограничен ли доступ к мусороприемникам и подвалам – эти помещения нередко становятся пристанищами для граждан без определенного места жительства. Их беспечность при обращении с огнем в отдельных случаях становится причиной пожаров.

 

Двери мусороприемника оказались открыты, но следов обитания бездомных внутри мы не обнаружили. Спускаемся в подвал. Замок на двери висит лишь «для галочки» – попасть туда может любой желающий. Но внутри чисто: судя по всему, здесь тоже никто не обосновался. Осветив фонариком самые дальние уголки подвала, представитель МЧС подтверждает это.

Переезжаем на улицу Жуковского. В одном из домов примерно месяц назад произошел пожар. Возгорание нанесло немалый ущерб и строению, и жильцам. Когда на месте работали спасатели и следственно-оперативная группа, выяснилось, что в мусороприемнике поселился бомж. Ночевал же он подвале, где проходит теплотрасса. Отправляемся посмотреть, какова ситуация сейчас.

 

В мусороприемнике чисто, имеется даже некоторая мебель. Внутри встречаем мужчину в рабочей одежде. При виде сотрудника МЧС он начинает объясняться, мол, работает здесь, территорию убирает. Инспектор просит гражданина предъявить паспорт, но документа у того с собой нет. «Да я не бездомный! — уверяет мужчина. — Живу недалеко. А бомжи тут действительно раньше были. Но недавно пожар случился, их разогнали».

 

Обходим дом с обратной стороны, чтобы проверить подвалы. Первая дверь, как выяснилось, заперта, а вторая и вовсе заварена. Мера может и радикальная, но в то же время — действенная: непрошеные гости туда уж точно не заберутся, а значит, риск возникновения пожара сведен к минимуму. Правда, для полной безопасности необходимо убрать от входа мусор — картонные коробки, упаковки и старая детская коляска легко могут загореться.

«Жизнь» заброшенных домов

 

Теперь движемся в сторону нежилой застройки. В переулке Физкультурном в ряд стоят несколько заброшенных домов. По словам Ильи Гринкевича, это проблемные объекты: только все оконные и дверные проемы забьют досками, обязательно находятся те, кто снова обеспечивает доступ внутрь. Через один из таких лазов входим в дом.

 

Двери в «квартирах» открыты, в комнатах частично стоит мебель, на полу разбросаны одежда и обувь, детские игрушки и даже черно-белые фотографии. Это позволяет представить, как в свое время отсюда в спешке съезжали жильцы… Хотя над местным антуражем поработали и бомжи, которые по вполне понятным причинам заселились в помещения. Об их проживании здесь свидетельствуют остатки еды, окурки и т. д. И пусть внутренне не покидало чувство, что вот сейчас, за углом обнаружится спящим местный обитатель, на деле все комнаты оказались пустыми.

 

«Днем бездомных, которые заселяют заброшенные здания, редко встретишь. В это время они, как правило, отправляются на поиски пропитания и выпивки. Но даже если и попадаются такие граждане, то сразу начинают отпираться, мол, мы здесь случайно оказались, ищем друга и тому подобное», — поясняет Илья Гринкевич.

Присутствие бомжей на подобных объектах серьезно обостряет вопрос пожарной безопасности. Непотушенный окурок, брошенная на пол спичка и даже самый настоящий костер посреди комнаты — все это примеры из практики спасателей. Так, осенью 2017 года в 3-м переулке Зубачева в частном доме, хозяева которого переехали, потушили пожар и обнаружили тело: нетрезвый мужчина забрался в пустующую постройку для ночлега, но стал жертвой собственной беспечности.

Также Илья Гринкевич рассказал, как недавно здесь, в Физкультурном переулке, в одном из домов, где был организован притон, во время очередной проверки он обнаружил на огне кастрюлю. При этом за процессом варки никто не следил.

 

В соседнем заброшенном бараке открывается аналогичная картина — разбросанные вещи, битое стекло, грязь. А в третьем ко всему прибавился самый настоящий потоп: в каждой «квартире» из кусков труб течет вода. Проверяющие фиксируют все на камеру мобильного телефона. По словам старшего помощника прокурора Анастасии Журкевич, когда оказывается, что доступ в заброшенное здание свободен, то собственникам выносится предписание: они должны оперативно все исправить и отчитаться о проделанной работе. В противном случае им грозит административная ответственность в виде предупреждения или штрафа до 20 базовых величин (490 рублей на сегодня). К слову, эти здания сейчас находятся на балансе УКСа Мингорисполкома.

 

Выходим из дома и идем проверять сараи по соседству. В свое время ими пользовались хозяева здешних квартир, а теперь частенько – бездомные. Завидев людей в форме, к нам подходит местный житель. Его очень волнует судьба заброшенных домов. «Когда же их уже снесут? Там постоянно бомжи собираются, и ни к чему хорошему это не приведет», — возмущается мужчина.

Сараи, двери которых можно открыть, изнутри выглядят вполне прилично: от прежних хозяев остались автомобильные покрышки, банки с консервацией. Но, тем не менее, доступ непрошеным гостям должен быть ограничен.

Двойная опасность

 

Переезжаем в район улицы Брестской. Неподалеку от корпусов Международного университета «МИТСО» находится объект незавершенного строительства. Подобные места представляют двойную опасность. Во-первых, на территории находится легко воспламеняемый мусор, а во-вторых, внезапно рухнувшие остатки стен травмоопасны, в частности, для детей, которые здесь иногда играют. Некоторое время назад территорию огородили забором, чтобы посторонние не могли сюда попасть. Но как оказалось, часть ограждения упала. Проблему свободного доступа, конечно, необходимо решать с привлечением компетентных органов.

Заканчивается наш маршрут в лесопарковой полосе недалеко от остановочного пункта «Лошица». Инспектор Илья Гринкевич поясняет, что здесь накопилось много мусора, сухих и листьев и веток. Все это – пожароопасно и должно быть убрано работниками «Зеленстроя». К слову, организация уже получила соответствующее представление от МЧС.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора