Наверх

Почему работники подземки ночью не спят и кто зажигает звезды в метро?

15 августа 2018

Днем работники подземки продолжат свое дело, а пассажиры даже не задумаются о том, какими большими усилиями достигается привычный комфорт передвижения. Например, чтобы в метро поступало электричество, в одном из его крупнейших подразделений – службе электроснабжения – задействовано почти 400 человек.

Энергия потайных комнат

– Сейчас приготовьтесь, будет немножко страшно, – едва успевает сказать мой провожатый, как в десятке сантиметров проносится очередной состав. Узкий коридорчик в тоннеле отделен от путей сеткой; нам ничего не грозит, но для людей непривычных ощущения довольно острые. Этот коридор скрыт от любопытных глаз маленькой дверью в конце платформы и ведет в самое «сердце» – к подстанциям метрополитена. Благодаря им в подземном городе бесперебойно ходят поезда, освещаются станции и тоннели, работают эскалаторы. Всего в метро 37 таких подстанций. На одну из них мы заглянули с начальником дистанции электроснабжения Виталием Козыревским. «Если говорить простым языком, то электроснабжение метрополитена осуществляется кабельными линиями от энергосистемы города и подается на распределительное устройства 10 киловольт – основной щит, который позволяет принимать электроэнергию и перераспределять ее для нужд метрополитена», – быстро вводит в курс дела Виталий, указывая на стройные ряды распределительных устройств и трансформаторов.

Все подстанции – на автотелеуправлении. За их работой из специальной диспетчерской, расположенной за десяток километров отсюда, беспрерывно наблюдает энергодиспетчер. А исправность оборудования – это уже задача электромонтеров и механиков.

– Большинство обязанностей ребята выполняют в «ночное окно», – продолжает Виталий. – Где-то надо произвести ревизию, что-то заменить.

– Днем нам разрешено производить работы, которые не угрожают безопасности движения поездов и пассажиров, – дополняет электромеханик группы тягово-понизительных подстанций № 7 Дмитрий Мазур. Он пришел в метрополитен более 10 лет назад. Будучи опытным специалистом, о ежедневных рисках говорит шутя. – Страшно ли иметь дело с высоким напряжением? Нет, не страшно. Нас, технарей, к этому готовили. Кроме того, штатные и внештатные ситуации разбираем до мельчайших подробностей при инструктаже.

А вот пассажирам бояться форс-мажоров с электричеством не надо, уверяют сотрудники метрополитена. В подобном случае вышедший из строя участок автоматически отключается за секунды. Пассажиры этого не заметят и в кромешной темноте не окажутся.

К сожалению, понажимать кнопки распределительных устройств нам так и не разрешили. «Техника безопасности – на первом месте, главное в электроснабжении – обеспечить безопасность проведения работ, сохранить персонал. Потому что «железо» можно восстановить, людей нет», – говорит Виталий.

Должностная обязанность: зажечь «звезду»

Второй фронт работ для электроснабженцев – тоннели и сами платформы. Электромеханики и электромонтеры обязаны дотянуться до каждого путейского ящика (чтобы создать условия работы для других служб), проверить кабели, осмотреть точки освещения. И тоже ночью. Почти до самого открытия метро по платформам курсируют «хозяйственные» поезда, балансируют на лестницах работники, смахивая пыль с очередного светильника. Глядя на светодиодное «звездное небо» станции «Петровщина», которое с недавних пор стало очередной минской достопримечательностью, начинаешь уважать кропотливый труд метрополитеновцев еще больше.

– Здесь только маленьких светодиодов около 400 штук, – рассказывает начальник дистанции кабельных сетей и освещения Алексей Хатеев. – Вся эта красота, равно как и почти 80 тыс. светильников метрополитена, находится у нас на обслуживании. Кстати, вы знаете, что сначала небо хотели сделать в виде созвездий? Но потом отказались, чтобы знатоки не донимали: мол, Большая Медведица с неправильным «хвостом» или в Поясе Ориона звезды не хватает. Поэтому у нас просто уникальное, красивое небо.

– А крысы в метро есть или это киношная байка? – спрашиваю, воспользовавшись лирическим отступлением.

Собеседники смеются: «Сколько работаем (а работаем мы здесь долго), даже мыши не видели». Тоже хорошо: у кого-то из читателей на одну фобию станет меньше. Но легенду все же жаль.

Карьера в метро

Сейчас перед электроснабженцами стоит стратегическая задача. Как рассказал начальник службы Александр Мышковский, в столичном метрополитене идет модернизация освещения. Перечисление большинства технологий нам, обывателям, ничего не даст. Из того, что понятно, – светильники метро меняют на светодиодные. «Мы стараемся сохранить освещение станций согласно проектным решениям, которые разработали архитекторы в прошлом. Но из-за недостатка возможностей того времени сделать это было трудно. А сейчас – возможно многое».

Александр Николаевич знает, о чем говорит. Пришел сюда в 1984-м, в момент пуска. Начинал электромехаником, многие подстанции может обойти с закрытыми глазами. Рассказывает о метро, как о любимом ребенке, и в свою многочисленную команду подбирает таких же – увлеченных и болеющих за дело. «Замечаю, что в последнее время на собеседованиях молодежь часто спрашивает о перспективах карьерного роста, – делится собеседник. – Я только «за». И заявляю на совещаниях открыто: если кто-то хочет продвижения по службе, обозначьте себя, будем наблюдать. Когда человек трудится обдуманно и технически подкован, все у него складывается хорошо. Меня радует и то, что после отработки по распределению ребята не уходят, а после службы в армии к нам обратно просятся. Мы охотно принимаем».

…Тем временем на табло диспетчерского пункта метрополитена зажигается очередной сигнал. «Подстанцию открыл», – почти по-армейски рапортует начальник одной из них. Это значит, что «невидимая» армия электроснабженцев вновь приступила к работе. А ранним утром подземка, по обыкновению, встретит пассажиров теплым светом станций и платформ.

Елена ОРЛОВА

Фото Валерия КАРТУЛЯ

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
27 ноября 2024 26 ноября 2024 25 ноября 2024 24 ноября 2024 23 ноября 2024 22 ноября 2024
Все новости