Наверх

Выплаты по колдоговорам выросли почти на 73%. БелПрофТранс подвел итоги за пятилетку

12 декабря 2024

Результаты по основным направлениям деятельности обсудили на IV съезде Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций. В центре внимания – тенденции развития отрасли, занятость, зарплата, условия и охрана труда, правовая помощь работникам.

Как подчеркнул председатель ФПБ Юрий Сенько, прошедший пятилетний период для транспортной отрасли был непростым. Предприятия и организации непосредственно столкнулись с трудностями, обусловленными пандемией и санкционным давлением. Вместе с тем, результаты работы по преодолению этих вызовов в очередной раз подтвердили социальную направленность нашего государства и эффективную систему социального партнерства.

– Как в частных ситуациях, так и на уровне отрасли решения, которые касались занятости, заработной платы, принимались с участием профсоюза и с учетом интересов людей, – заявил Юрий Сенько. – Во всех случаях социальные партнеры оперативно и конструктивно реагировали на предложения профсоюзов по дополнительной защите работников в это непростое время.

Лидер национального профцентра привел один из примеров: в период пандемии удалось своевременно решить вопрос с начислением пенсии бортпроводникам. И в целом, несмотря на все сложности, – увеличить выплаты по колдоговорам.

Председатель ФПБ отметил, что время диктует новые вызовы. В частности, один из основных вопросов, который сегодня стоит не только перед транспортной отраслью, – кадровый.

– Важнейшая задача профсоюзов – определение и совместное с социальными партнерами решение проблем в части заработной платы, условий и режима труда, которые непосредственно влияют на ситуацию с кадрами как на отдельных предприятиях, так и в целом по стране, – озвучил видение ситуации председатель Федерации профсоюзов Юрий Сенько.

Он также подчеркнул: работать в этом направлении нужно через совершенствование коллективных договоров. Опыт ряда предприятий показывает, что предметное наполнение «местных конституций» помогает привлекать молодежь и способствует закреплению кадров.

– Этому вопросу ФПБ уделила особое внимание и при разработке проекта нового Генерального соглашения на 2025-2027 годы, – уточнил Юрий Сенько.

Лидер национального профцентра выразил убеждение, что принятая на съезде программа деятельности на следующую профсоюзную пятилетку позволит достичь намеченных целей.

Точки роста

Председатель БелПрофТранса Владимир Федорович, выступая перед делегатами съезда, конкретизировал, что в отчетном периоде из-за ухудшения финансово-экономического положения, обусловленного санкционным давлением и введением ограничений, в 20 организациях приостанавливались нормы коллективных договоров. В настоящее же время ситуация стабилизировалась. Более того, гарантии, прописанные в «местных конституциях» стали намного весомей.

– За отчетный период сумма дополнительных выплат и компенсаций, предусмотренных коллективными договорами, увеличилась на 73 % и за прошлый год в среднем составила 1296 рублей на одного работника, – отметил Владимир Федорович.

Он уточнил: сегодня в отрасли заключено 337 коллективных договоров, в том числе 150 – впервые. Действие «местных конституций» распространяется почти на 200 тыс. работников.

Из положительных моментов – и факт роста заработной платы: по отношению к 2020 году в среднем по отрасли она увеличилась почти на 107%.

Правовая поддержка

Особое внимание председатель отраслевого профсоюза уделил защите трудовых и социально-экономических прав работников.

За отчетный период правовая инспекция проверила более 1 тыс. организаций, в том числе 130 – частной формы собственности.

– Основной задачей правовых инспекторов было донести до специалистов кадровых служб и руководителей правильность применения норм законодательства о труде, – уточнил Владимир Федорович.

Он также отметил, что чаще нарушения допускают частники. Как правило, в отделе кадров у них работают непрофильные специалисты – отсюда и качество оформления документов.

В целом по отрасли за отчетный период правовые инспекторы выявили около 5 тыс. нарушений. Работникам возвращено более 800 тыс. рублей незаконно удержанных или невыплаченных нанимателями.

Оказана помощь свыше 170 тыс. членам профсоюза, обратившихся в письменной форме. Составлено 144 процессуальных документа.

– Основной принцип работы в данном направлении – урегулирование вопросов в досудебном порядке, – подчеркнул Владимир Федорович.

Он отметил, что такие примеры в практике есть. Привел один из них, когда удалось восстановить на работе уволенного сотрудника железнодорожной организации и добиться выплаты ему среднего заработка за время вынужденного прогула.

Председатель отраслевого профсоюза озвучил четкую позицию: вопросы, возникающие у работников организаций должны, в первую очередь, рассматриваться в самих организациях.

Безопасный труд

– В отрасли многое делается для создания здоровых и безопасных условий на каждом рабочем месте при активном участии профсоюза, – подчеркнул Владимир Федорович.

Благодаря общественному контролю соблюдения техники безопасности удается снизить потенциальные риски. Так, за отчетный период технические инспекторы труда БелПрофТранса провели более 4,4 тыс. проверок и мониторингов. Выявили свыше 27,5 тыс. нарушений.

Профсоюз готов подставить нанимателю плечо в деле внедрения в организациях передового опыта по охране труда. Владимир Федорович, в частности, отметил ежегодные совместные с отраслевым министерством семинары. Анонсировал проведение в Минске летом 2025 года международного семинара с участием представителей России, Китая, Турции, Казахстана и Азербайджана.

Внимание – закреплению молодежи

Не менее важный вопрос, по мнению председателя отраслевого профсоюза, – работа с молодежью. В отчетном периоде она получила новый импульс.

– Помочь молодому специалисту адаптироваться и закрепиться на предприятии – необходимость. Этому способствуют гарантии, закрепленные коллективными договорами, развитие института наставничества, вовлечение молодых людей в активную общественную жизнь, поддержка творческих инициатив. И в этом направлении работа должна быть продолжена, – призвал Владимир Федорович.

Делегаты съезда также обсудили вопросы оздоровления и санаторно-курортного лечения, актуальные векторы информационной политики.

Работа отраслевого профсоюза за отчетный период получила единогласное одобрение. Председателем БелПрофТранса на новый срок избран Владимир Федорович, его заместителем – Наталья Русакович.

Владимир Федорович, председатель Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций

Родился в 1974 году.

Окончил Белорусский государственный аграрный технический университет, Академию управления при Президенте Республики Беларусь, магистратуру Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Имеет степень магистра.

Профессиональную деятельность начал в 1995 году в органах внутренних дел. Затем трудился в «Белгосстрахе»: прошел путь от инспектора до начальника сектора. Работал директором Логойского комхоза Минского областного управления жилищно-коммунального хозяйства. Возглавлял автомобильный парк № 12 ОАО «Миноблавтотранс». Был заместителем председателя Логойского райисполкома. На протяжении 5 лет работал генеральным директором ОАО «Миноблавтотранс».

С 2023 года в Белорусском профсоюзе работников транспорта и коммуникаций. Был советником, заместителем председателя, с февраля 2024 года – председатель.

Наталья Русакович, заместитель председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций

Родилась в 1974 году.

Окончила Белорусский университет культуры, Республиканский институт высшей школы Белорусского государственного университета.

Трудовую деятельность начала в 1996 году режиссером в детско-юношеском центре «Ранак». Затем работала в администрации Московского района г. Минска главным специалистом отдела идеологической работы, культуры и связей с общественностью. Была заместителем начальника
отдела организационно-кадровой работы ОАО «Миноблавтотранс».

С 2014 по 2020 годы – председатель объединенной профсоюзной организации
ОАО «Миноблавтотранс», Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.

С февраля 2020 года – заместитель председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций.

Мнения:

У профсоюза сегодня есть достаточно возможностей. Система социального партнерства выстроена очень эффективно. Все, что происходит на предприятии, происходит с участием профсоюза, будь то согласование на этапе принятия локальных нормативных актов, или контроль соблюдения трудового законодательства и охраны труда. Люди это видят и доверяют, приходят с любыми вопросами. Получают поддержку, в том числе через нормы коллективного договора. Стараемся, чтобы интересы работников всех возрастных категорий были учтены. Например, у нас есть отдельный раздел для молодежи. В нем прописано немало преференций и, в частности, компенсация за съем жилья, поскольку своих общежитий у нас нет. На время обязательной отработки молодого специалиста – это 10 базовых величин, а затем при заключении последующего контракта на максимальный срок – 5 базовых. Причем, поддерживая молодежь, не забываем о ветеранах. На БЖД действует программа «Забота».
Сергей Войтехович, председатель первичной организации РУП «Ремпуть» БЖД
Стараемся не останавливаться на достигнутом, расширять гарантии, которые предоставляет коллективный договор. Например, в этом году удалось добавить новую норму о выплате к отпуску на оздоровление. Кроме того, большое внимание уделяем поддержке молодежи. Ежегодно наш коллектив обновляется примерно на 10%, стремимся создать условия молодежи, чтобы она оставалась работать. Иногородним предоставляем общежитие, развиваем систему наставничества. В том числе стимулируем и наставников: колдоговором для них предусмотрена доплата.
Елена Гордейчик, председатель первичной организации ОАО «ДОРОРС»

Наталья КОВАЛЕВА

Фото Ирины ДОЛМАТ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
12 декабря 2024 11 декабря 2024 10 декабря 2024 9 декабря 2024
Все новости