МАРТ: права покупателей в интернете защищаются на одном уровне с оффлайн-коммерцией
Эта тема выбрана не случайно. Ведь, в частности, в нашей стране взято направление на развитие цифровой экономики, и технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Покупки с доверием
За последние 5 лет белорусский рынок онлайн-торговли увеличился в 2,8 раза, а товарооборот в магазинах с 2010 года вырос в 25,8 раза. По данным интернет-источников, 44% белорусов покупают товары онлайн. В основном заказывают непродовольственные товары, доля которых занимает почти 81%: это бытовая техника, одежда и обувь, товары для дома, для автомобилей, спорттовары и другие. Их ассортимент постоянно расширяется, а спрос растет. К примеру, по данным Яндекс.Деньги, заметнее всего в 2017 году он вырос на детские товары — в 7,8 раза.
Покупки совершаются не только на территории нашей страны.
«21% покупателей заказывают товары из Китая, а 11% — из России. Доля интернет-торговли в среде розничных продаж составляет 2,8%, — рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного развития и торговли Ирина Барышникова. — Да, это немного, но мы видим тенденцию роста. На 1 января 2018 года в Торговом реестре республики было зарегистрировано 16 175 интернет-магазинов. Из них свыше половины принадлежат индивидуальным предпринимателям».
Выбор в пользу отечественных продавцов объясняется более высоким уровнем доверия: человек понимает, у кого он покупает и кому при необходимости можно предъявлять претензию. В данном случае гарантировано право досудебной и судебной защиты, обеспечено право на возврат денег за некачественный товар.
Что касается зарубежных сайтов, то покупатель в принципе рискует. Хотя в рамках международного сотрудничества у Беларуси есть соглашения с государствами – участниками СНГ в сфере защиты прав потребителей. Кроме того, соответствующие статьи есть в договоре о ЕАЭС.
В полном объеме
С учетом роста популярности интернет-торговли перед государством стоят задачи по созданию условий, гарантирующих защиту прав потребителей.
«Если говорить о прозрачности рынка, то с 2010 года Указом Президента № 60 установлено, что реализовать товары и услуги субъекты хозяйствования должны с использованием национального сегмента сети интернет. Поэтому все сайты подлежат регистрации в соответствии с законодательством, — пояснила Ирина Барышникова. — Кроме того, все интернет-магазины должны быть зарегистрированы в Торговом реестре».
Закон требует соблюдать права потребителей на полную и достоверную информацию. Так, на главной странице сайта должны быть указаны все данные о продавце, включая его местонахождение, режим работы, дату регистрации в Торговом реестре, а также сведения о возможных способах оплаты – сегодня все интернет-магазины в стране обязаны иметь кассовые аппараты и терминалы.
Информация о товаре должна быть подробной: наименование, потребительские свойства, цена, адрес производства, гарантийный срок, установленный изготовителем. На сайте также следует опубликовать образец выдаваемого продавцом кассового чека, сведения о стоимости и способах доставки товаров. При этом, по словам Ирины Барышниковой, отсутствие указанной информации в полном объеме влечет за собой не только административную ответственность, но и является основанием для расторжения договора купли-продажи.
Проблемы сроков и качества
Массовых нарушений, которые были зафиксированы МАРТ в 2014–2015 годах, сейчас нет, хотя полностью они не исчезли.
«После участия в работе межгосударственной рабочей группы при Конференции ООН по торговле и развитию по электронной коммерции могу сказать, что проблемы у всех стран одинаковые. Это недоставка заказанного товара в сроки, установленные договором, сокрытие важной информации о нем, реализация некачественного или «серого» товара, — отметила начальник управления. — Многие продавцы уклоняются от рассмотрения претензий. В последнее время мировое сообщество озадачено и проблемой неконтролируемого использования персональных данных».
В ответ на это государство проводит контрольные мероприятия. К примеру, в прошлом году МАРТ выдал 46 предписаний и составил 45 протоколов в отношении интернет-магазинов.
«Если владельцы сайта не предпринимают никаких мер, то мы направляем информацию в Министерство информации для приостановления доступа, — сообщила Ирина Николаевна. — В 2017 году был закрыт доступ примерно к 44 сайтам, причем не только белорусским. Они могут быть направлены на работу в нашей стране, но зарегистрированы не в национальном сегменте. Чаще всего такие сайты занимаются реализацией пищевой продукции под видом лекарственных средств. Напомню, за нарушение правил торговли и оказание услуг в Беларуси установлена административная ответственность».
Права потребителей в Сети защищаются на одном уровне с оффлайн-коммерцией. Но стоит понимать, что МАРТ является последней инстанцией по рассмотрению обращений граждан в сфере защиты прав потребителей. За прошлый год из 460 рассмотренных министерством жалоб, касающихся торговли и услуг, с онлайн-магазинами было связано примерно 100. В основном этим занимаются местные исполнительные органы власти. Всего в 2017 году вместе с МАРТ они рассмотрели 11 500 обращений.
Чего ждать?
Кстати, сейчас МАРТ работает над проектом закона о внесении изменений и дополнений в Закон «О защите прав потребителей».
«В частности, законопроект предусматривает запрет на установление различных цен в зависимости от формы оплаты товара, закрепляет обязанность продавца по возврату денег потребителю в той же форме, в какой был совершен платеж (если нет договоренности об ином), — пояснила Ирина Барышникова. — Продавец не сможет требовать документы, удостоверяющие личность потребителя, при расторжении договора купли-продажи. Также планируется увеличить срок проведения гарантийного ремонта с 14 до 30 дней, если потребитель дал на то свое согласие».
Ирина ЯНУШКЕВИЧ