В ловушке страхового стажа
В Беларуси для некоторых категорий граждан могут снизить требования к минимальному страховому стажу для получения трудовой пенсии.
О такой возможности сообщил заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков во время «круглого стола», который прошел в Палате представителей в конце января и был посвящен развитию пенсионной системы в нашей стране.
Того, что Министерство труда и соцзащиты рано или поздно задумается о каких-то изменениях в этом плане, стоило ожидать. Ведь многие граждане попали в так называемую пенсионную ловушку: вроде бы уже на пенсию пора, а страховой стаж не выработан.
В группе риска оказались также женщины, воспитывающие четверых детей, родители детей-инвалидов и бывшие военнослужащие, выслуга которых на момент увольнения со службы составляет менее 20 лет. Первые две категории всегда считались уязвимыми, а теперь их жизненные перспективы и вовсе стали туманными.
Многодетным мамам, родившим пятерых и более детей, теперь тоже непросто: если положенные 5 лет страхового стажа и удастся «приобрести», то с 15-летним трудовым, необходимым для выхода на льготную пенсию, возникают проблемы. Но обо всем по порядку.
До 2014 года страховой стаж для граждан Беларуси составлял 5 лет. С 1 января 2014-го его увеличили до 10, еще через год – до 15 лет. В 2015-м он насчитывал уже 15 лет и 6 месяцев. В начале 2017-го повысился еще на полгода, составив 16 лет. И ежегодно эта планка будет увеличиваться на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет (согласно Указу Президента Беларуси № 534 от 31.12.2015 г.). И сейчас тем, кто не выработал необходимый «страховой срок», могут назначить только социальную пенсию.
– У нас в таком условно-ущемленном положении оказываются женщины с четырьмя детьми, – цитирует БЕЛТА заместителя министра труда и социальной защиты. – Потому что если у женщины пятеро детей, то ей нужно всего 5 лет страхового стажа. Но даже если женщина родила четверых и с каждым провела в отпуске по уходу за ребенком 3 года (всего 12 лет), то у нее все равно есть возможность выработать стаж, который дает право на пенсию.
На словах все выходит вроде бы неплохо. А на деле?
Полгода назад в одной из публикаций («Контракт со счастьем», № 31 от 12 августа 2016 г.) корреспондент рассказывала о многодетной семье Геннадия и Галины Якимашко из Кобринского района Брестской области. Супругам чуть более 40 лет, у них 14 детей.
«Раньше было достаточно факта многодетности для выхода на льготную пенсию, а сейчас необходимо иметь 5 лет страхового стажа и не менее 15 лет трудового», – сокрушалась героиня материала. И ее волнения вполне объяснимы: до начала продолжительных декретных отпусков Галина сумела «накопить» всего 9 месяцев трудового стажа.
Как уже упоминалось, согласно действующему пенсионному законодательству, право на досрочную пенсию многодетным матерям теперь предоставляется при наличии как страхового, так и трудового стажа.
«При исчислении стажа учитывается отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, однако не более 9 лет в общей сложности», – комментировала тогда ситуацию начальник управления по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома Татьяна Бойко и приводила цифры, подтверждающие довольно массовый характер обозначенной проблемы. Так, только на Кобринщине насчитывается 1 403 многодетные семьи, и свыше 100 из них воспитывают пятерых и более детей.
О возможности наверстать трудовые годы Галина Якимашко тоже высказалась предельно ясно, на наш взгляд: «Если мне надо утром отправить шестерых в школу и троих в сад, то к какому времени я могу прийти на работу? Или же мне придется брать няню или домработницу. Так есть ли смысл отправлять на работу многодетную маму?!»
Этот вопрос, кстати, нередко задают и другие родители, воспитывающие более двоих детей. Ведь мамам всегда есть чем заняться – для домашних дел иногда и светового дня бывает мало. Поэтому слова о том, что они долгое время «не работали», поверьте, очень обижают женщин. Как, впрочем, и тех мам, дети которых родились «особенными».
– Бывают ситуации, когда отсутствие страхового стажа обусловлено действительно объективными причинами. Мы работаем над этим, – сказал во время «круглого стола» Валерий Ковальков, предупредив, правда, что об индивидуальном подходе речи быть не может. – Любое исключение из закона – это неправильно. Условно, это прямая связь с коррупцией. Поэтому должна быть в законе прописана четкая норма. Возможно, мы подумаем над снижением страхового стажа, но только для тех лиц, у которых действительно длительные «кредитные периоды». Мы должны понимать, что тот человек, который не работал или работал сам на себя, не должен получать социальные блага в том же объеме, в каком получает тот, кто всю жизнь трудился.
Поясним, что под «кредитными периодами» подразумеваются служба в армии, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, получение образования.
Относительно бывших военных заместитель министра труда и соцзащиты высказался более категорично:
– Такая проблема есть, но давайте посмотрим на цифры. Есть периоды выслуги по 16–18 лет, но (…) даже если он выслужит 18–19 лет, это будет достаточно крепкий мужчина в возрасте до 40 лет (…). Получается, что ему за 20 лет нужно выработать 16 лет стажа. Когда анализируем обращения таких людей, мы видим, что не военная служба лишает их права на пенсию, а то, что они в течение 10–15 лет просто не работали вообще или работали по «серым» схемам.
Как бы то ни было, но конкретные сроки изменения требований к страховому стажу еще не названы. Да и возлагать большие надежды на них не приходится, честно говоря, особенно если учесть, что индивидуального подхода ожидать не стоит. Но верить в то, что у страхового стажа появится хоть какая-то страховка, все же очень хочется.
Данута БУЙНОВА
Фото БЕЛТА