Общество и профсоюзы

Первый тайный Первомай

Весна 1895 года. Минчане собрались на празднование маевки – впервые в истории Беларуси. Правда, назвать то мероприятие праздником сложно. На нем не было тысяч демонстрантов, цветов, музыки и торжественных митингов. Маевка прошла тайно, в тишине, за несколько километров от города. Невзирая на риск и опасность преследования, около 40 рабочих собрались в лесу, чтобы отдать дань Интернационалу, поговорить о тяжелых условиях рабочих, солидарности трудящихся и необходимости перемен. Сегодня, спустя 125 лет, мы вспоминаем подробности этого события, которое историки считают переломным.

Как разоренные крестьяне стали рабочими

Вторая половина XIX века. Это время, когда в Российской империи, а значит, и на территории Беларуси, развивается капитализм. Строятся города, железные дороги, фабрики, заводы. Новая, обнадеживающая реальность. Но в то же время она с ног на голову перевернула уклад крестьян.

– В Беларуси в 1870–1980-х годах был аграрный кризис. Крестьянам не хватало земли, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры Международного университета «МИТСО» Владимир Филяков. – Представьте семью, где 8 сыновей. И каждому из них впоследствии отец должен выделить землю. Но выделять стало нечего. Чтобы прокормить себя и близких, разорившиеся крестьяне шли на заработки в города, но и там найти себе место было сложно. Люди устраивались на железную дорогу, на те немногие предприятия, что были открыты в сельской местности, либо разъезжались по Российской империи. По некоторым подсчетам, на территории современной России трудилось до 800 тыс. белорусов. Только в одном 2-миллионном на то время Петербурге проживало около 100 тыс. белорусов. Словом, рабочий класс сформировался в городах.

Политические активисты начали проводить пропагандистскую работу как раз среди рабочих. Они считали, что крестьяне – единоличники и вряд ли проникнутся высокими целями. Действительно, если сельчане худо-бедно, но кормились со своих наделов и оставались хозяевами самим себе, то положение трудящихся в то время было по-настоящему плачевным. Рабочий день до 16 часов, отсутствие элементарных условий для труда (ни о какой охране труда даже речи не шло), низкая зарплата – всё это реалии того времени. От отчаяния люди начинали задумываться о противостоянии. До них доходили слухи о выступлениях рабочих в Петербурге, Вильно и в других крупных городах. Словом, в один прекрасный момент идея организовать реальную акцию протеста возникла и в Беларуси.

Парк челюскинцев – место тайной маевки

– Первые выступления рабочих прошли в Минске. В середине XIX века этот город стал самым крупным в Беларуси, в нем проживало более 90 тыс. человек. В Минске функционировали большие предприятия, в том числе – мастерские Московско-Брестской железной дороги. (Сегодня это территория Вагонно-ремонтного завода на станции метро «Институт культуры»), – объясняет Владимир Филяков. – И вот именно здесь еще в марте 1895 года прошли довольно крупные выступления с участием 355 рабочих. Выступления инициировали социал-демократы, которые, как мы знаем, стояли у истоков рабочего движения по всей Российской империи. Администрация пыталась прекратить эти забастовки, но рабочие не уступали. Более того, в это время белорусские социал-демократы обратились за поддержкой к своим товарищам в Киеве и Вильно. И они откликнулись на призыв, оказали Минску материальную поддержку. Как видите, в этом жесте отражается солидарность трудящихся в действии. Потом выступление было подавлено, но оно стало той самой искрой, которая «зажгла» рабочих выйти на дальнейшие акции протеста. И празднование 1 Мая 1895 года стало одной из них. Рабочие собрались тайно, за пределами города, в лесу, на территории современного парка Челюскинцев. Ту маевку можно назвать переломным моментом, с нее празднование маевок пошло по всей стране.

Уже через год эстафету Первомая подхватили и другие города: тайные празднования прошли в Могилеве, Сморгони, Ошмянах, Гомеле, Гродно. Власти жестоко преследовали участников, тем не менее маевки продолжались. Со временем социал-демократы набирали больший вес, мероприятия становились более массовыми, а когда случилась революция 1905 года, День солидарности трудящихся стали праздновать открыто.

Солидарность трудящихся – не политическое клише

Историки выделяют одну важную особенность для рабочего движения Беларуси – практически безусловную национальную и религиозную солидарность между рабочими.

– Слова о пролетарском интернационализме и солидарности сегодня воспринимаются как штампы, и очень жаль, – считает Владимир Филяков. – Ёрничанье по отношению к этой терминологии связано с тем, что люди просто не знают исторических фактов. А ведь в то время пролетарская солидарность была реальной. Беларусь всегда считалась многонациональной. Здесь жили и русские, и литовцы, и украинцы, и евреи. К середине 19 века население многих белорусских городов почти на 70% состояло из семитов, то есть большинство рабочих на ремесленных предприятиях были еврейской национальности. Между ними и этническими белорусами не было разногласий. Более того, в отличие от других мест, в Беларуси зафиксировано всего два еврейских погрома – и то спровоцированных черносотенцами. Я читал архивные документы 1905 года, где прямо говорилось о том, что надо создавать отряды для защиты еврейских рабочих от погромщиков. Словом, здесь никогда не было ни религиозной, ни национальной войны, и все трудящиеся – белорусы, русские, евреи, литовцы выступали единым фронтом. Социал-демократы, замечу, это учитывали. РСДРП позиционировала себя не как русская социал-демократическая партия, а именно как российская, объединяя в своих рядах рабочих всех национальностей. Так что заслуга первомайского праздника была еще и в том, что он ставил в один строй рабочих всех национальностей.

Лозунги сработали

Первые маевки расцениваются историками как первые уроки политического воспитания рабочих. Эти мероприятия принесли свой результат, пусть и отложенный во времени. Один из них – петербургская промышленная война 1897 года, когда рабочие практически всех предприятий объявили забастовку. Выступление было настолько мощным, что перепуганные власти подписали указ о продолжительности рабочего дня в России не более 11,5 часа. А позже, в 1905 году, один из лозунгов Первомая «Да здравствует 8-часовой рабочий день!» был услышан и принят владельцами некоторых крупных предприятий. В том числе и в Беларуси. С тех пор атрибутика Первомая – транспаранты, речевки, митинги – начала восприниматься рабочими как реальный способ изменить свою жизнь к лучшему.

Подготовила Елена ОРЛОВА

Изображение из открытых интернет-источников и носит иллюстративный характер