Наверх

«На мне ведь практически не было одежды, а на ногах были чуни, сшитые из противогаза»

21 июня 2019

Осенью 1941 года Константин Серженченок, уроженец Сибири, должен был демобилизоваться из армии, где служил под Уфой. Но пришла война.

В июне его пехотный полк перевели в Грузию, потом – в Азербайджан. В памяти ветерана остались красоты реки Куры и берега Каспийского моря. После полк «перебросили» в Иран – для участия в совместной с англичанами операции против гитлеровцев (предполагалось, что они будут пытаться получить доступ к иранской нефти).

– Мы шли по пустыне в сорокоградусную жару 18 дней. Было непросто: питались чем попало, пили воду из грязных арыков, – рассказал ветеран. – Помню всеобщую растерянность в первые месяцы войны. Было непонятно, насколько силен противник, и неизвестно, как будут разворачиваться события дальше. 

В том же месяце часть отправили в полковую школу, которая находилась в Ставропольском крае, и там Серженченок получил звание младшего командира. В мае 1942-го он попал на фронт под Миллерово Ростовской области.

– Там в первый же день наступления немецких войск советский фронт был прорван на десятки километров вглубь. Немцы устремились к Дону. Советские войска оказывали сопротивление.

А в середине июля несколько дивизий оказались в «котле»…

– Нам приказано было отступать малыми группами. Мы стали продвигаться в сторону от Миллерово, но и там были немцы. Через несколько дней фашисты взяли в плен всех, кто уцелел в «котле» и согнали в концлагерь, – рассказывает Константин Серженченок. – Помню, как нас пригнали на поле, засаженное капустой. Голодные и истощенные солдаты стали сметать овощи: от капусты не осталось ни черешка, ни кочерыжки.

Полтора месяца Константин пробыл в немецком концлагере. Выжить помог случай: Серженченка в числе 400 красноармейцев отобрали «на работу» – задействовали на уборке хлеба, заготовке корма для лошадей, разгрузке эшелонов.

– Это меня и спасло. Удивлен, что немцы меня не выкинули из строя красноармейцев, когда отбирали для работы. На мне ведь практически не было одежды. вместо этого я укрывался одеялом, а на ногах были чуни, сшитые из противогаза.

Когда фашисты отступили, военнопленных красноармейцев отправили в Краснодон восстанавливать угольные шахты. «Это было очень тяжело», – вспоминает Константин Романович. В шахте он проработал до 1951 года. Потом уехал в Беларусь, где жила сестра, женился, родились двое детей. До выхода на заслуженный отдых ветеран трудился на «БЕЛАЗе».

С вековым юбилеем фронтовика поздравили представители горисполкома во главе с первым зампредседателя Сергеем Кононом, ОАО «БЕЛАЗ» – председатель первичной профсоюзной организации Валерий Трусковский, городской и заводской ветеранской организации, социальной службы города, волонтеры Красного Креста, жодинские координаторы поисково-спасательного отряда «Ангел». Константину Серженченку пожелали крепкого здоровья, оптимизма, бодрости духа и спокойствия.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото из архива первички ОАО «БЕЛАЗ»

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
29 марта 2024 28 марта 2024 27 марта 2024
Все новости