Экономика и бизнес

Самозанятые белорусы могут подавать уведомления в налоговую через личный кабинет

По данным МНС, налог в Беларуси уплачивают более 30 тысяч самозанятых. Чаще всего они занимаются кулинарией, репетиторством и оказывают бьюти-услуги.

Подробнее о ставках ежемесячного единого налога для самозанятых можно узнать на сайте министерства. В отличие от них, ремесленники раз в год оплачивают специальный сбор в 1 базовую величину (на сегодня 27 рублей).

– Среди самозанятых много тех, кто занимается реализацией готовой кулинарной продукции, хлебобулочных изделий. Именно это направление получило большое развитие – сегодня в этой сфере свыше 8 тыс. плательщиков. Популярны парикмахерские и косметические услуги, репетиторство. Есть и такие направления, как услуги няни, чистка и уборка помещений, – рассказала заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко.

Набирать популярность среди белорусов самозанятость стала после того, как в 2017 году расширился перечень видов деятельности, не требующих регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

– Мы видим необходимость работать дальше, определять те виды деятельности, которые действительно востребованы гражданами, – высказала мнение замминистра. – Всем, в том числе самозанятым, сегодня хочется получать услуги в электронном виде. Поэтому налоговая служба предоставляет возможность подать уведомление через личный кабинет налогоплательщика.

Светлана Шевченко также отметила:

– Налоговая служба понимает, что в условиях цифровизации нужно оказывать как можно больше электронных услуг. Мы осознаем необходимость сокращения их временных и финансовых затрат на исполнение налоговых обязательств. Сегодня созданы центры обслуживания плательщиков. Когда они приходят в налоговую службу, то понимают, куда представить декларацию, знают, где получить консультацию. Куда бы они ни обратились, везде одинаковые правила и приемы работы с налогоплательщиками. В современных условиях, в том числе после непростой эпидемиологической ситуации, Министерство по налогам и сборам стремится уходить от непосредственного взаимодействия плательщика и инспектора.

По словам представительницы МНС, сегодня существует единый кабинет налогоплательщика. С его помощью можно представить декларацию, получить консультацию, перенаправить любые документы.

– Очень важным моментом в отношении физических лиц считаю грамотное разъяснение налогового законодательства, – поделилась Светлана Шевченко. – Мы стремимся доносить до граждан информацию о работе нашей службы: как и почему налоги уплачиваются с определенного вида деятельности, какую отчетность надо представлять, какие пробелы урегулировать.

Специалисты ведомства работают над расширением перечня электронных услуг, сокращениям затрат на сбор различных сведений, необходимых для предъявления в тот или иной госорган.

– Когда человеку все понятно, он не видит смысла скрывать доходы и просто исполняет свои обязанности как налогоплательщик, – резюмировала заместитель министра по налогам и сборам.

Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ