В стране

Происхождение моста в Мостах: как город над Неманом стал центром деревообработки

Этот райцентр известен самым длинным в Беларуси пешеходным мостом. Но не все знают, что необычная конструкция появилась здесь благодаря ОАО «Мостовдрев». На амбициозный проект градообразующее предприятие решилось, чтобы работникам стало проще добираться до завода.

Давняя история

Первое упоминание о Мостах мы находим в Литовской метрике 1486 года, но речь идет не о современном городе, а деревеньках Мосты Правые и Мосты Левые, расположенных неподалеку. В 1673 году в местечке жили 107 семей. Через Мосты проходили важные  торговые пути, в том числе из Вильни в Краков. Названия каждой из девяти улиц соответствовали городам и деревням, в которые они вели: Гродненская, Менская, Волпенская и т.д.

– Что касается названия самих Мостов, то  на этот счет есть несколько версий. Согласно первой, мост в городе был один, но его разрушали и сжигали захватчики, сносило весеннее половодье – жители города вновь и вновь строили новый. Так и родилось название Мосты, – рассказала директор Мостовского государственного музея «Лес и человек» Наталья Путиловская. –  По другой версии, берега Немана были очень низкими и  болотистыми, поэтому наши предки мостили пристань деревянным настилом. Для удобства загрузки торговых барж товарами стояли мостки. От слова «мостить», «мостки» и пошло название.

Мосты находятся в окружении лесов. В населенном пункте работала лесопилка. Но город, к которому мы привыкли сегодня, зародился в начале ХХ века, когда братья Конопацкие построили на пересечении транспортных путей – у берега Немана – фанерный завод «Копак». Повлияло на выбор места и расположенная неподалеку железнодорожная станция. Такое «соседство» гарантировало бесперебойную отгрузку готовой продукции.

На заводе работали крестьяне близлежащих деревень. Параллельно с самим предприятием строили бараки для работников, так и образовался рабочий поселок: Конопацкие возвели школу, пожарную часть, магазин… Так получилось, что предприятие оказалось в центре города (он попросту «рос» вокруг него).

– Сначала на заводе работали около 100 человек, а спустя 10 лет – уже 300. «Копак» производил фанеру, из которой делали крылья для самолетов, изготавливали байдарки и использовали для обшивки вагонов. Она должна была выдерживать большие нагрузки и сохранять форму, несмотря на температуру и влажность, – объяснила заместитель руководителя – начальник управления по работе с персоналом Ольга Говорова.

В 1958 году к фанерному заводу присоединили лесопильно-деревообрабатывающий и предприятие получило название фанерно-деревообрабатывающий комбинат (Фан-ДОК), а в 1971 году в его состав вошли три мебельные фабрики – так родилось производственное деревообрабатывающее объединение «Мостовдрев». В то время завод занимал лидирующие места среди предприятий БССР. Свидетельство тому – знамена, вымпела, награды работников, которые хранятся в музейной комнате «Мостовдрева». Посещают ее, к слову, не только члены коллектива: в день нашего визита на экскурсию приехали школьники из Лиды.

Парящий мост

Отдельный стенд посвящен уже упомянутому подвесному мосту через реку Неман, который в 1972 году по инициативе директора Евгения Радкевича построили работники «Мостовдрева». Конструкцию этого уникального сооружения, длина которого составляет без малого 200 (!) метров, разрабатывали заводские специалисты. Строительство объединило десятки людей. Когда мост был готов, состоялось его испытание на прочность. Проводил его работник транспортного цеха, а ныне пенсионер Михаил Бурчик.

– До того, как построили мост, переправа была плохая. К катерам цепляли баржи и так с берега на берег перебирались. Помню, как в 1958 году люди ехали на работу в третью смену, и баржа оторвалась, – рассказывает Михаил Васильевич. – И вот Евгений Радкевич предложил построить мост. Все силы туда бросили и за несколько месяцев сделали. Директор меня спросил: «Вы согласны проехать по мосту?». Согласился не раздумывая. Радкевич человек грамотный, все продумал и просчитал. Мост проверку прошел.

В 1990-е прошла реконструкция моста. Им активно пользуются по сей день: ходят на работу,  по делам и на прогулки, устраивают свадебные фотосессии (хвала тому жениху, который пронесет невесту все 193 метра!). Два года назад, когда символу города исполнилось 45 лет, предприятие установило у его правобережного основания памятный знак. А недавно в городе, неподалеку от стадиона, появилась уменьшенная копия подвесного сооружения. Чем не «приманка» для туристов?

Возвращаются домой

В 2007–2015 годах предприятие пережило масштабную модернизацию. «Мостовдрев» освоил производство ламинированной фанеры, плит МДФ/ХДФ разных сортов и видов, ламината и синтетических смол. Началась новая глава в истории завода, а в апреле 2016 года он вошел в «Холдинг организаций деревообрабатывающей промышленности». Обновление производства благотворно отразилось на условиях труда.

– У нас работает здравпункт, где проводят медосвидетельствования и оказывают первую помощь. Также прием ведут зубной врач и невролог. Процедуры работники проходят в физкабинете, – рассказала Ольга Говорова. – Есть свое общежитие и гостиница. Теперь строим свой спортзал.

На предприятии «растят» кадры. Ирина Зубко прибыла на «Мостовдрев» по распределению. За четыре года она прошла путь от специалиста отдела труда и заработной платы до начальника этого подразделения.

– Я родом из Мостов. За студенческие годы почувствовала, что значит быть вдали от дома, и очень хотела вернуться. На предприятии я познакомилась с будущим мужем. Приняли общее решение, что после отработки остаемся, – делится Ирина.– Купили квартиру, делаем ремонт и, надеюсь, уже скоро будем переезжать.

Своим чередом

Практически каждая семья, которая живет в Мостах, связана с заводом. На предприятии трудятся династии, общий стаж которых составляет 200–300 лет! А даже если кто-то из близких выбрал другую сферу, среди знакомых точно найдутся заводчане. Сегодня в Мостах 15 770 жителей, и без малого 1 400 человек работает на «Мостовдреве».

– Это наше градообразующее предприятие. Удельный вес в общем объеме производства промышленной продукции занимает порядка 70%.  «Мостовдрев» работает стабильно и продолжает развиваться, – отметила заместитель председателя Мостовского райисполкома по экономическому развитию Светлана Величко. – Помимо него на территории района действуют пять промышленных предприятий: ОАО «Рогозницкий крахмальный завод», ОАО «Мотекс», которое занимается пошивом спецодежды, КУП «Мостовская сельхозтехника», ОАО «Мостовский ремонтный завод», СООО «Байдимэкс».

Есть крупное ЖКХ, МПМК-155, филиал облпотребобщества. Активен частный бизнес: по состоянию на 1 ноября, в районе зарегистрировано 596 ИП. В том числе 55 человек открыли свое дело в этом году. Растет число тех, кто выбрал не требующую регистрации деятельность (оказывает парикмахерские услуги, ремонтирует одежду и т.д.). В районе нет проблем с поиском работы: уровень безработицы составил 0,3% при задании 1%, а уровень напряженности – 0,1%. Как, наверное, везде, из специалистов востребованы врачи и строители, а из представителей рабочих профессий – швеи и продавцы.

В городе, к слову, в ноябре откроется «Светофор», а в 2021 году, как рассказала Свелана Величко, должны ввести в эксплуатацию магазин «Санта»: заключен инвестиционный договор на строительство торгового объекта площадью 800 квадратных метров – это довольно большой для Мостов формат.

До декабря в Мостах введут в эксплуатацию 72-квартирный жилой дом по проспекту Мира. Особенно приятно, что новоселье там справят 57 многодетных семей. Кстати, за 10 месяцев этого года в городе родились 123 ребенка. В Мостах нет проблем с тем, чтобы устроить малыша в сад (еще один аргумент в пользу небольших населенных пунктов!), работают четыре школы. Развить свои таланты дети могут в детской школе искусств, центре творчества детей и молодежи, центре культуры или центре ремесел. 

– На День города Мосты получили долгожданный подарок: после масштабной реконструкции начал работу ФОК «Принеманский». В текущем году также закончили ремонт поликлиники, закупили оборудование в кабинеты, а к концу года планируется обновить автопарк: тендер проведен и в декабре по договору поставят еще две кареты скорой помощи, – рассказала Светлана Величко. – Жизнь города идет своим чередом. Может, она не такая активная, как в областном центре или, тем более столице, но мостовчане привыкли к этому размеренному ритму.  

Елена КАЯЧ

Фото автора и газеты «Зара над Нёманам»