Наверх

Центр улыбок: как детям с инвалидностью помогают воплотить мечты

04 июня 2018

Накануне Международного дня защиты детей портал 1prof.by побывал там, где дарят счастливое детство и разрушают стереотипы.

Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Минтруда и соцзащиты начал работу в 2000 году. Сегодня это учреждение международного уровня по медицинской и социально-педагогической реабилитации, с территорией безбарьерной среды более 10 тыс. квадратных метров. Он в полной мере решает задачи социализации ребенка с ограничениями.

Сюда со всей республики приезжают дети от 3 до 18 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата в следствие заболевания нервной и костно-мышечной систем, травмы, врожденной патологии.

«Наше отличие в том, что мы комплексно подходим к расписанию программы реабилитации, – рассказывает директор центра Людмила Кондрашова. – В течение нескольких последних месяцев в нашем центре одного ребенка принимают и решают, что надо включить в программу его реабилитации, сразу 5 специалистов – невролог, ортопед, психолог, дефектолог и воспитатель. Это и есть мультидисциплинарный подход».

Здесь не просто лечат, а учат учиться. И когда в 18 лет ребенок «выпускается», сотрудники четко понимают, куда он пойдет дальше, как социализируется и какую профессию получит в будущем.

Сама Людмила Николаевна признается, что их учреждение – центр улыбок, счастья и детства. Когда дети попадают сюда впервые, они боятся. А многие родители спрашивают: что такого здесь могут предложить, чего мы еще не видели? Оказывается, могут. Ведь реабилитация – это не только ЛФК и массаж. «У людей сложился стереотип, будто дети с ограниченными возможностями должны быть несчастными. Но те, кто хоть раз побывал в центре, так не считают», – добавляет Людмила Кондрашова.

Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов взаимодействует с органами власти, бизнес-сообществами, волонтерами, общественными организациями и профсоюзами. Белорусский профсоюз работников государственных и других учреждений активно участвует в жизни детей. Представители его организаций перечисляют деньги. Люди приходят и помогают, создают волонтерские группы.

Сохранять баланс

В центре несколько вариантов пребывания: для жителей Минска и близлежащих населенных пунктов – дневное, для остальных возможно и круглосуточное. К слову, вместе с малышами от 3 до 6 лет здесь же находятся их родители.

В течение дня для каждого ребенка расписаны медицинские процедуры и приемы социально-педагогической реабилитации. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата важны занятия по лечебной физкультуре. Для тех, кто не может ни сидеть, ни стоять, применяют Бобат-терапию. Она заключается в том, что ребенок как бы проходит все стадии развития человека – от умения держать голову до ходьбы.

«Детям очень нравится балансировочная платформа. Ребенок пытается найти равновесие и одновременно играет в компьютерную игру. Причем в памяти устройства остаются данные по каждому, и можно проследить, как улучшается ситуация», – поясняет инструктор-методист Елена Шибко.

При нарушениях опорно-двигательного аппарата важно также нормализовать мышечный тонус. Инструктор по массажу Айсель Исламова рассказывает, что для детей с повышенным тонусом подходит расслабляющий массаж, а с пониженным – более интенсивный. На проработку каждой зоны отводится определенное время. К примеру, на спину – 20 минут, на ноги – 30 минут.

Бальнеологическая терапия в центре представлена такими процедурами, как сеансы в общей жемчужной ванне и для верхних конечностей, подводный душ-массаж. Разрабатывать движения в конечностях и расслаблять мышцы помогает бассейн. Плюс ребенок параллельно обучается плаванию.

В перерывах и после лечения и реабилитации дети могут посещать игровую с настольными играми или сенсорную комнату, интерьер которой помогает активировать чувственное восприятие, познавать окружающий мир через эмоциональный компонент.

Учиться слушать

Одна из новых методик, внедренных в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов, – Томатис-терапия. Администрация приобрела два таких устройства, а двое специалистов обучились в Москве этой технике. Она заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции: ребенку надевают наушники, в которых находится высокопроводной динамик, воздействующий на теменную область, – и информация сразу попадает во внутреннее ухо. Она быстрее обрабатывается в головном мозге, что позволяет научить ребенка правильно слушать.

Даник сейчас проходит первый курс Томатис-терапии. У него тяжелая 4-я степень утраты здоровья. Но, как сказала мама Наталья, уже в первые дни после процедур мальчик заметно расслабился, успокоился. Для таких детей важно расслабляться. «А на днях он впервые назвал своего дядю по имени – Дима. Причем сказал это очень красиво и четко», – радуется женщина успехам сына.

С речью детей в центре работают дефектологи. Причем они совмещают в себе функции как логопеда, так и олигофренопедагога. Среди методик – логопедический массаж по методике Дьяковой, логоритмические минутки и другие приемы. «Когда «тяжелый» ребенок просто улыбнулся – это уже результат. Значит, с ним установлен контакт», – поясняет учитель-дефектолог Инесса Радевич. 

Творческие возможности

Еще одна важная составляющая реабилитации – творчество. В центре доступны различные его виды: рисование, бисероплетение, декупаж, пэчворк и т. д. «Для некоторых ребят держать в руках ножницы и резать – уже достижение. А есть такие, кто делает работы даже лучше меня, – рассказывает инструктор по трудовой терапии Диана Давидова. – Исходя из этого, выбираем занятия. Но цель одна – помочь, поддержать, найти возможности, чтобы дети развивались». 

В процессе труда и творчества ребенок лечится. К примеру, развивать мелкую моторику помогает работа с крупами и валяние. Можно даже просто подержать шерсть в руках – это принесет приятные тактильные ощущения. Безусловно, не у всех сразу получается валять хорошо, а иголка колет пальцы. Но это заставляет внимательнее относиться к технике.

Театральную терапию в реабилитационном центре проводит заслуженная артистка Беларуси Лариса Горцева. «Приходят ребята закомплексованные, боятся выйти на сцену и что-нибудь сказать. Начинаем с малого и постепенно учим их красиво разговаривать, вести себя. Уверена, что любой ребенок талантлив, но надо раскрыть его индивидуальность», – отмечает Лариса Николаевна.

В «артисты» берут всех, кто хочет. Для каждого придумывают роль, подбирают костюмы. Репертуар у местного театра разнообразный – от детских сказок до серьезных произведений.

Кстати, в актовом зале, где проходят репетиции театрального кружка, есть потайное помещение. Здесь находится храм иконы Жировичской Божьей Матери. «Каждый из нас иногда оказывается в тупиковой ситуации, когда не может найти выход и ответить на вопрос: за что? Именно его часто задают наши дети. И храм как раз то место, где можно получить ответ на этот вопрос. Или же просто прийти, побыть одному, поплакать», – говорит Людмила Кондрашова. 

Дарить сердца и любовь

Важное признание работы реабилитационного центра – благодарность матерей. А самые трогательные моменты, по словам директора, когда дети начинают самостоятельно ходить. Они в прямом смысле делают шаги к достижению своей мечты. «Вот приезжают мама или бабушка и рассказывают, что их ребенок в 4 года впервые пошел. По траве, босиком. И говорят, что это такое счастье! В прошлом году на наших глазах 8 детей встали и пошли. И даже если сразу не очень получается, они будут стараться», – рассказывает Людмила Николаевна и обращает внимание, что нет золотой таблетки, которая способна вылечить детей. Но у сотрудников центра есть другое «лекарство» – сердца и любовь, которые они ежедневно дарят каждому воспитаннику.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024
Все новости