Наверх

Десять минут до войны: советские пограничники первыми приняли удар фашистских колонн

22 июня 2018

Ветеран серьезно исследовал этот период нашей истории, работал с данными из Центрального архива ФСБ (Москва), собирал воспоминания участников первых боев на Гродненщине, в том числе начальника Августовского погранотряда полковника в отставке Гурия Здорного.

Кровавый рассвет

22 июня 1941 года в 3.50 утра первыми приняли бой солдаты Августовского погранотряда (1-я погранзастава под командованием Александра Сивачева), который охранял северный участок государственной границы протяженностью 140 километров. Враг по численности превосходил советских пограничников более чем в 6 раз.

В 4 часа немецкая артиллерия открыла огонь по заставам. После часа артиллерийской атаки фашистские колонны пересекли границу и двинулись вдоль дорог, ведущих к Гродно, Августову и Граево. Для блокирования и уничтожения пограничных застав они бросили пехотные подразделения, которые шли под прикрытием артиллерийского и минометного огня.

– Можно ли было рассчитывать на то, чтобы выжить? Вряд ли, – сокрушенно качает головой Григорий Обелевский. – Судьба бойцов, а зачастую и их жен с малыми детьми была трагически предрешена, но эти люди не сдались без боя.

Только треть

До конца выполнили свой воинский долг 7-я, 8-я и 9-я погранзаставы. К сожалению, судьба тех солдат доподлинно не известна. Пограничники 17-й заставы – около 40 человек располагали только винтовками, гранатами, двумя автоматами и двумя пулеметами, но вышли из окружения после двухчасового боя.

Защитники застав открывали ружейно-пулеметный огонь, лишь подпустив врага на 70–100 метров. А такие бойцы, как сержант Злоба и ефрейтор Речицкий, подпускали фашистов на 20–30 метров и расстреливали их в упор из пулеметов и автоматов, уничтожали гранатами.

Из окружения вышло не менее трети всего личного состава отряда. Пограничники присоединились к частям Красной Армии и защищали важные рубежи на подступах к Смоленску и Москве. Отдельные солдаты и командиры отряда влились в ряды народных мстителей.

Комсомольцы, добровольцы…

Григорий Обелевский, будучи еще подростком, поступил в разведшколу.

– По комсомольской путевке меня отправили в 36-ю гвардейскую стрелковую дивизию, – вспоминает он. – Военную присягу я принял в окопах Сталинграда 22 сентября 1942 года. Через два месяца началось контрнаступление советских войск, в результате которого 23 ноября вражеские войска были окружены. Наша дивизия участвовала в операции «Кольцо» по уничтожению группировки противника южнее центральной части Сталинграда.

После завершения Сталинградской битвы Обелевского вместе с другими разведчиками перебросили в район Белгорода и прикомандировали к отдельной разведроте 213-й стрелковой дивизии Степного фронта. После успешных боевых действий на Курской дуге юный боец был отмечен двумя Благодарностями Верховного Главнокомандующего. Григорий Исакович освобождал от немецко-фашистских захватчиков Белгород и Харьков, форсировал Днепр, с боями прошел Правобережную Украину, Румынию, Венгрию и Чехословакию.

Долгожданную Победу Обелевский встретил в Братиславе, а в апреле 1946 года поступил в Харьковское военно-политическое училище войск МВД, по окончании которого началась его более чем 30-летняя служба на границе.

Григорий Обелевский является почетным пограничником Республики Беларусь. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За отличие в охране Государственной границы СССР».

Алёна СИНЕВИЧ

Коллаж Петра ПАРФЕНОВИЧА

 

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
28 марта 2024 27 марта 2024 26 марта 2024
Все новости